|
ДВИЖЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ И ПРОИЗВОЛЬНЫЕДВИЖЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ И ПРОИЗВОЛЬНЫЕ (англ. involuntary and voluntary movements) — движения человека, отличающиеся друг от друга тем, что первые (Д. н.) совершаются бессознательно и/или автоматически, а вторые (Д. н.) носят сознательный характер, выполняются в соответствии со стоящей перед субъектом целью. Движения регулируются, как показал еще И. М. Сеченов, ощущениями проприоцептивными, отражающими особенности самих выполняемых движений, а также экстероцептивными, сигнализирующими о тех изменениях в окружающей среде, которые, напр., вызываются этими движениями. В результате многократных повторений в однообразных обстоятельствах, по мере угашения ориентировочных реакций, первоначально сознательно регулируемые движения начинают выполняться механически, приобретая характер «вторичных автоматизмов». Решающую роль в формировании и осуществлении Д. п. играет ориентировочная деятельность, с помощью которой производится обследование ситуации и формируется образ этой ситуации и тех действий, которые должны быть в ней выполнены. От того, как сложится ориентировочная основа Д. п., зависит быстрота их образования, совершенство выполнения и широта переноса в новые условия. У животных обнаруживаются лишь те формы Д. п., которые регулируются посредством перцептивных образов и в основе которых лежат нервные процессы, происходящие на уровне 1-й сигнальной системы. Новой, более высокой ступени развития Д. п. достигают у человека в связи с продуктивным характером его общественно-трудовой деятельности и возникновением языка. Специфической особенностью человеческих Д. п. является то, что в управлении ими существенную роль играют различного рода словесные инструкции и самоинструкции. Д. п. формируются на основе Д. н. в результате накопления ребенком двигательного опыта и специального обучения — формирования двигательных навыков и умений. По мере овладения языком у детей появляется словесная регуляция движений. На ранних генетических стадиях, как показал Л. С. Выготский, эта регуляция носит межиндивидуальный характер: взрослый дает словесную инструкцию, а ребенок ее выполняет. На этой основе в дальнейшем возникает у ребенка саморегуляция движения при помощи речи, сначала внешней, а затем и внутренней, что знаменует собой переход на высший, специфически человеческий уровень развития Д. п., выполняемых в соответствии с социально поставленной целью. Ср. Воля, Непроизвольные реакции. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
Галкин и Пугачева станцевали зажигательный танец на Кипре
Пьяные что ли? Пугачева с мужем шокировали своим развратом
Девушка из г Колумбус опозорилась на всю Беларусь! Видео ошеломит
Пышнотелая танцовщица заставила зал замереть! Только посмотрите
Школьники потрясли всю сеть этим танцем — смотреть без детей!
Онколог: "Папилломы на шее и в подмышках означают раннюю стадию…
|
Каждый диабетик в г.Колумбус с 19 февраля имеет право получить...
1 чайная ложка на ночь и все - потенция сильнее, чем в 20 лет
Это спасет потенцию даже в 70 лет! Продается в каждой аптеке...
Это лучший препарат в США! Уберёт боль в суставах! Называется...
Кардиолог: "Хотите снизить давление? Прекратите добавлять в еду…
Природный "убийца" диабета: сахар не поднимается выше 4,6 ммоль/л
Эндокринолог: 95% диабетиков лечатся неправильно! С утра нужно…
Этот танец невесты оставит вас без слов! Пересмотрела 10 раз!
![]() |