Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
функциональный мотивфункциональный мотив Этимология. Происходит от лат. functio - исполнение и moveo - двигаю. Категория. Элемент мотивационно-потребностной сферы. Специфика. Побуждение к деятельности, в которой эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, а не достигаемый ею - в форме потребления предмета или его создания - результат. Исследования. Развитие представлений о том, что деятельность может доставлять удовольствие сама по себе, можно проследить со времен античности. В "Никомаховой этике" Аристотеля такая деятельность рассматривается как признак счастливого, или блаженного, человека, а побуждение к такой деятельности - как побуждение к жизни, т.к. жизнь понимается как своего рода деятельность. В дидактической психологии 19 века функциональные потребности связывались с природно обусловленной необходимостью тренировки органов, будь то физический орган (телесно-функциональные потребности), или психологические качества (душевно-функциональные потребности), такие, как зрение, слух, речь, эмоции, воля и пр. (В.Ерузалем). В психологии 20 века исследованием были охвачены разные виды функциональных мотивов. Так, изучение детской игры привело к пониманию игрового поведения как имеющего целью само осуществление деятельности, а не практический результат (В.Штерн, К.Бюлер, А.Н.Леонтьев). Р.Вудвортс в 1947 г. привлек внимание исследователей к существованию такой потребности, как потребность в восприятии, что привело к проведению экспериментальных работ по ориентировочной деятельности (Д.Берлайн, Г.Харлоу) и феноменологическому описанию эмоции интереса (К.Изард). В исследованиях интринсивной мотивации также можно найти анализ субъективного ощущения "радостной поглощенности жизнью", при которой индивид как бы полностью растворяется в предмете, на который направлена его деятельность, и забывает о существовании собственного Я (М.Вертгеймер, А.Маслоу и др.). Виды. При типологическом анализе функциональных мотивов различают: • телесно-функциональные мотивы, ориентированные на собственную телесную организацию, связанные с удовлетворением от разрядки физического напряжения и двигательной активности ("мышечная радость") и имеющие, прежде всего, биологическую основу, • предметно-функциональные мотивы (или предметные интересы), ориентированные на окружающий мир, к которым можно отнести опредмеченные потребности в игре, в общении и эмоциональном переживании, в познании, в художественном творчестве и в которых доминирующую роль играют представления, фантазия и, в конечном счете, социальные факторы. Диагностика. В качестве средств индивидуальной диагностики функциональных мотивов, как правило, используют различные опросники интересов и личностные опросники, в которых личностные признаки выступают как косвенные свидетельства выраженности функциональных мотивов - к таким методикам можно отнести "Шкалу поиска ощущений" М.Цукермана и шкалу "Ориентации на игру" в опроснике PRF Д.Н.Джексона. Синонимы. Содержательно близкими этому понятию являются понятия функционального удовольствия, функциональных потребностей, предметно-функциональных потребностей, интринсивной мотивации (intrinsic motivation). Литература. Иерузалем В. Учебник психологии. М., 1911; Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 1978; Хейзинга Й. Человек играющий. М. 1992; Судзуки Д.Т. Основы дзэн-буддизма // Дзэн-буддизм. Бишкек. 1993 Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|