потребности


потребности
        ПОТРЕБНОСТИ — объективная или субъективная нужда, недостаток живого организма, личности, социальной группы, общества в чем-либо; источник активности, предпосылка любой, в том числе познавательной, деятельности. Развитие П. осуществляется в ходе увеличения числа используемых предметов и сферы их применения. Небиологические П. не являются врожденными; они формируются в процессе социализации личности, ее включения в общественные отношения, материальную и духовную культуру.
        Существуют различные определения П.: способность потребления в системе производительной деятельности (К. Маркс), первичные потенции индивидуализации «мировой воли» (А. Шопегауэр), исходное влечение, которым определяется отношение субъекта и объекта (К.Г. Юнг), и др. Известны десятки классификаций видов П., главным основанием для выделения которых является характер деятельности, побуждаемой П., а также классификации по происхождению, по субъекту, объекту, функции. Так, в классификации А. Маслоу представлены физиологические П., П. в безопасности, в любви и принадлежности к сообществу, П. в оценке, одобрении и признании, эстетические П. в симметрии, порядке и красоте. С эпистемологической точки зрения наиболее значимы выделенные Маслоу когнитивные, или познавательные, П. — знать, уметь, понимать и исследовать, а также П. в самоактуализации и реализации собственного потенциала. Являясь источником мыслительных и практических действий, направленных на освоение или присвоение предмета П. субъектом, П. стимулируют процесс познания в целом, участвуют в определении его предметной области, формировании познавательных целей, влияют на ценностные ориентации и процесс восприятия. Характер, степень влияния П. на содержание и природу перцепции специально исследовалось в когнитивной психологии. В содержание понятия «познавательная П.» входят любознательность (поиск нового знания), желание понимать, систематизировать, организовывать, анализировать, искать связи и смыслы, строить систему ценностей; стремление защитить актуальную парадигму, систему мировосприятия, структуру познавательного опыта.
        П. имеют определенное отношение к характеру и развитию восприятия — важнейшей форме чувственного познания. Одна из актуальных проблем, изучаемых в когнитивной психологии, — степень зависимости характера и содержания восприятия от П. того или иного вида. Исследуя ценности и П. как организующие факторы восприятия, Дж. Брунер выдвинул и предложил экспериментально исследовать следующие гипотезы. Первая — чем выше социальная ценность объекта, тем в большей степени восприятие его подвержено организующему воздействию поведенческих детерминант. Вторая — чем сильнее П. индивида в некотором социально ценном объекте, тем значительнее действие поведенческих детерминант в восприятии. Он предположил, что искомые, желаемые объекты воспринимаются более отчетливо. Однако в работах как Брунера, так и других исследователей такого рода прямые зависимости не подтвердились; влияние П. осуществляется не столько непосредственно на восприятия, сколько на те программы, которые предшествуют перцептивным процессам. Вместе с тем подтвердилось положение о том, что чем выше неопределенность восприятия, тем больше шансов на вмешательство поведенческих факторов вообще, П. — в частности. Такого рода исследования в когнитивной психологии способствуют эпистемологическому осмыслению влияния социокультурных факторов на чувственное познание, как и на познание в целом.
        Л. Т. Ретюнских

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1218
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • АНТИЦИПАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
  • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
  • Иллюзии Восприятия
  • Категориальность Восприятия
  • Образ Восприятия
  • Позиция восприятия
  • Позиция восприятия
  • Предметность Восприятия
  • Развитие Восприятия
  • Селективность Восприятия
  • ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Фильтры восприятия
  • Фильтры восприятия
  • Целостность Восприятия
  • восприятия порог
  • иллюзии восприятия
  • категориальность восприятия
  • константность восприятия
  • образ восприятия
  • порог восприятия
  • предметность восприятия
  • развитие восприятия
  • развитие восприятия в онтогенезе
  • селективность восприятия
  • стереотип восприятия
  • тождество восприятия
  • целостность восприятия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь