|
Сирс (Sears) РичардСирс (Sears) Ричард (род. 31.8.1908 )- американский психолог, специалист по проблемам личности и социального научения. Биография. С 1953 г. профессор Станфордского университета. Исследования. В 30-х годах проводил исследования, в рамках левиновской школы, уровня притязаний (Level of aspiration (совм. с Levin K., Dembo T., Festinger L.) // (Ed.) Hant J. Personality and the Behavior Desorders. N.Y., 1944; в рус. пер.: Уровень притязаний // Психология личности: Тексты. М., 1982, 86-92) и влияния неудач на процесс запоминания (Initization of the repression sequence by experienced failure // J. Exp. Psychol. 1937, 20, 570-580). Работал над проблемой агрессии - в исследовательской группе Йельского университета, в которой была сформулирована теория "фрустрации - агрессии", где агрессия понимается как следствие столкновения с препятствием целенаправленного действия (Frustration and Agression (совм. с Dollard J., Doob L.W., Mowrer O.H.). New Haven, 1939). Близкое знакомство Сирса с психоаналитической литературой - в 1943 г. с его участием было подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе (Survey of Objective Studies of Analytic Concepts (et al.). N.Y., 1943), - позволило ему переориентироваться на анализ социальных детерминант психики. Исходя из понимания развития ребенка как обусловленного применением различных способов воспитания, он приступил к рассмотрению проблемы формирования самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей, сначала у пятилетних детей (Patterns of Child Reading (совм. с Maccoby E., Levin H.). Evanston, 1957), а затем, когда эти же дети достигли двенадцатилетнего возраста (Relation of early sozialisation experiences to self-concepts and gender role in middle childhood' // Child Development. 1970, 41, 267-289). На основании этих исследований сформулировал вывод, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым, порождают аналогичные отношения его к самому себе - ощущение успешности и собственной ценности, которое созревает в течение многих лет и лишь постепенно облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого - через подкрепление родителями - приобретаются те или иные формы социального поведения. Сирс предложил общепсихологическую теорию, основанную на "диадической системе", в которой действие человека понимается как ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур формируется в "диадических ситуациях", поэтому, в частности, нельзя трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую реакцию на другого члена диады. Сочинения. Minors studies of agression: I. Measurement of agressive behavior // J. Psychol. 1940, 9, 275-295; Personality // Annual Review of Psychology. 1950, 1; Theoretical Framework for personality and social behavior // Amer. Psychol. 1951, v. 6, 476-482; Identification and Child Rearing. 1965; Social behavior and personality development // Parsons T., Shils E.A. (Ed.) Toward a General Theory of Action. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|