|
акселерацияакселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — отмечаемое за последние 100–150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания. Это обстоятельство при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков (см. нормы групповые) в отдельных случаях становится источником психологических коллизий — возникновения смысловых барьеров, конфликтов, аффективных форм поведения (см. аффект, барьер смысловой). Имеются данные и об ускоренном умственном развитии детей (психологическая А.), хотя надежных статистических выводов об этом нет. Однако в последние годы появились сообщения о замедлении темпов А. Исследования и антропологические измерения зафиксировали тенденцию к уменьшению роста детей и массы их тела, что позволило предположить возможное начало декселерации и выдвинуть гипотезу о ритмичности в характере соматического развития и физиологического созревания детей в филогенезе. - Карпенко Людмила Андреевна Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. акселерация (акцелерация) — отмечаемое за последние сотню-полторы лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков; проявляется в увеличении веса и размеров тела (в том числе у новорожденных), в ускоренном половом созревании. Статистически установлено, что за последнее столетие рост детей при рождении возрос в среднем на 0.5 — 1 см, а вес — на 100 — 300 г; у детей 5 — 7 лет рост каждые десять лет увеличивался в среднем на 1.5 см, а вес — на 0.5 кг; у детей возраста школьного рост увеличился на 10 — 15 см. Половое созревание стало наступать раньше в среднем на 1 — 2 года. Все это, при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков, иногда становится источником психологических коллизий — появления барьеров психологических, конфликтов, аффективных форм поведения. Есть данные и об акселерации психологической — ускорении умственного развития детей; но надежных статистических выводов пока нет. Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических, так и социальных факторов, в частности — более интенсивным информационным воздействием. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. акселерация Этимология. Происходит от лат. aссеleratio - ускорение. Категория. Характеристика развития человека. Специфика. Ускорение физического развития детей, наблюдающееся за последние 150 лет. Включает в себя различные анатомические и физиологические проявления: увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания. Обусловливание. Зависит как от биологических факторов (питание, медицинское обслуживание), так и от социальных, в частности от более интенсивного информационного воздействия. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное физическое развитие детей, наблюдающееся в последние 100-150 лет. А. охватывает различные анатомические и физиологические стороны организма (в частности, увеличились рост и вес новорожденных и детей школьного возраста); сократились в среднем на 1-2 г. сроки полового созревания и т. д. Есть основания полагать, что А. обусловлена действием целого ряда биологических и социальных факторов. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. акселерация АКСЕЛЕРАЦИЯ (с. 30) - ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Впервые подобные явления отмечены в середине XIX в. При сопоставлении результатов антропометрических обследований, проведенных в начале XX в., сданными 30-х гг. XX в. было установлено, что процесс акселерации охватил население всех экономически развитых стран. Признаки акселерации отмечаются уже на стадии внутриутробного развития. Так, за последние 70-80 лет длина тела новорожденного увеличилась в среднем на 1 см, масса - на 100-300 г. Значительные изменения в темпах роста и развития наблюдаются у грудных детей: удвоение массы тела, происходившее ранее между 5-м и 6-м месяцем жизни, - теперь наблюдается в 4 месяца; окружность груди ребенка становится больше окружности головы не в 6 месяцев, а в 2—5 месяцев. Дети раньше начинают держать головку, в более раннем возрасте у них зарастает родничок и прорезываются молочные зубы. С возрастом темпы акселерации растут: длина тела 4-7-летних детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см, масса тела - на 0,5 кг. Как показывают наблюдения, существенных различий в темпах акселерации детей разных национальностей не обнаружено. Городские дети подвержены акселерации в несколько большей степени, чем сельские. С 80-х гг. XX в. отмечается замедление темпов акселерации, что свидетельствует об относительной стабилизации темпов развития детей, рождающихся в конце XX - начале XXI в. Существует ряд гипотез, призванных объяснить причины возникновения акселерации, однако ни одна из них не признана исчерпывающей. Вероятно, ускорение развития происходит под влиянием целого комплекса социально-экономических и природных условий жизни - улучшения питания; генетических изменений в результате активизации процессов миграции и смешения населения; увеличения интенсивности внешних раздражителей, стимулирующих нервную систему, и т.д. (отдельные факторы и условия трудно поддаются точному учету и оценке). Имеются данные о так называемой психологической акселерации, т.е. ускорении умственного развития детей. Однако, по мнению большинства специалистов, эти данные скорее свидетельствуют о имевшей ранее место недооценке интеллектуальных возможностей ребенка. Показано, что создание благоприятных стимулирующих условий и использование особых методик развития восприятия, внимания, речи и т.п. способствует более полной реализации возможностей ребенка. Психологи, однако, предостерегают против «искусственной акселерации», когда интеллектуальное развитие чрезмерно интенсифицируют, ставя перед ребенком завышенные требования. Надежным показателем соответствия развивающих воздействий возможностям ребенка служит его эмоциональная стабильность, готовность с энтузиазмом воспринимать новые стимулы и задачи. Быстрое увеличение длины и массы тела не является однозначным показателем физиологического и психического развития. Различают паспортный (хронологический) и биологический возраст, характеризующий фактическое развитие ребенка. У части детей эти возраста совпадают, однако большинство детей одного паспортного возраста находятся на разных стадиях биологического развития. Причем дети небольшого роста могут созревать соответственно своему биологическому возрасту, и, наоборот, при высоком росте может сохраняться инфантильность психического развития. Существует также акселерация внутри одного поколения. В рамках одной возрастной группы имеется около 8% детей, отличающихся ускоренным развитием, и примерно столько же детей, для которых характерна некоторая задержка физического развития. Вопрос о степени синхронности ускорения физического и психического развития современных детей изучен недостаточно. Однако наблюдается увеличение разрыва между более ранней физической зрелостью детей и уровнем их интеллектуального и социального развития. В целом акселерация представляет собой статистическую закономерность. Для каждого отдельного ребенка ее проявления имеют свои индивидуальные особенности, которые не следует расценивать как преимущества или недостатки. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|