восприятие сложных звуков


восприятие сложных звуков
Категория. Форма слухового восприятия.
Специфика. Построения слухового образа на основе звуков, имеющих сложный спектральный и ритмический состав. Сложные звуки имеют различные источники, в соответствии с чем на первый план выходят те или иные их признаки.
Прежде всего особенности структуры акустического спектра квалифицируются как звуки разного качества (глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие). Многие звуки природы (например, шелест листвы, плеск воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца) представляют собой одиночные повторяющиеся импульсы, когда частота и регулярность этого повторения являются значимыми признаками ориентировки и построения адекватного образа восприятия. Звуки речи анализируются не только по их значению, но и - на основе интонационных характеристик, громкости, задержек, изменениях темпа - по экспрессивному наполнению. При восприятии музыкальных звуков ведущими становятся признаки, образующие ее музыкально-звуковую ткань, такие как ладогармонические высотные соотношения, ритмическая канва.

Психологический словарь. . 2000.


ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ
(англ. perception of complex sounds) — процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава (см. Спектр звуковой), как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника «алгоритму». Мир звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с относительно общими признаками и принципами восприятия: звуки природной и синтетической среды (технических объектов), речевые и музыкальные.
К природным звукам относятся, напр., шелест листвы, плеск и журчание воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца; к техническим — тиканье часов, удары молота, рев мотора и т. п. Звуки такого рода возбуждаются одиночными импульсами (ударами) с периодическим или апериодическим повторением. Частота и регулярность повторения (или его отсутствие) определяют один из существенных признаков восприятия. Важным признаком восприятия выступает индивидуальная характерность структуры спектра — мы квалифицируем звуки как глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие.
Особую группу представляют речевые звуки, которые выступают в качестве элементов словесного сообщения, заключая в себе при этом одновременно звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к содержанию того, о чем он говорит, отношение к собеседнику или аудитории и т. п. Интонационные, громкостные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, акцентирование и т. п. — все это лежит в основе восприятия сопровождающих речь эмоций. Эмоции, возникающие при восприятии речевых звуков, находятся также в определенной зависимости от содержания вызываемых речью образов и представлений (см. Восприятие устной речи).
В восприятии музыкальных звуков на первый план выступают признаки, которые формируют музыкально-звуковую ткань: высота, в ее ладогармоническом содержании, и расчлененность звуков во времени, определяющая ритмическую канву произведения. Важнейшей формой одновременного восприятия нескольких музыкальных звуков является восприятие их консонантности и диссонантности, взаимоотношений в аккордах и в гармоническом движении. В основе музыкального восприятия высоты звуков лежит объективный признак гармоничности структуры их спектров, т. е. соотношения частот спектральных компонентов (тонов) в простой кратности (1, 2, 3, 4 и т. д.) к частоте первого (нижайшего или т. н. основного) тона. В восприятии музыкальных звуков тембровые признаки приобретают специфическую функцию выразительности — как самих звуков, так и музыкального образа в целом. Имеется целый ряд др. специфических признаков восприятия музыкальных звуков, относящихся к исполнительским приемам (напр., вибрато, глиссандо), тембровым сочетаниям звуков в оркестровом целом и т. п.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.


Просмотров: 1585
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • АНТИЦИПАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
  • ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ НАРУШЕНИЯ
  • Восприятие Сложных Звуков
  • Восприятие Устной Речи
  • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
  • Нарушения Восприятия Времени
  • ОЩУЩЕНИЯ ЗВУКОВ
  • Позиция восприятия
  • Позиция восприятия
  • Предметность Восприятия
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ
  • Фильтры восприятия
  • Фильтры восприятия
  • восприятие устной речи
  • восприятия порог
  • звуков восприятие
  • иллюзии восприятия
  • категориальность восприятия
  • константность восприятия
  • нарушения восприятия времени
  • образ восприятия
  • порог восприятия
  • предметность восприятия
  • развитие восприятия
  • речи устной восприятие
  • селективность восприятия
  • стереотип восприятия
  • тождество восприятия
  • целостность восприятия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь