|
аналитическая психологияаналитическая психология — система взглядов швейцарского психолога К. Г. Юнга, давшего ей это имя с целью отграничить ее от родственного направления — психоанализа З. Фрейда. Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, Юнг выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования — архетипы (общечеловеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В качестве метода анализа скрытых мотивов Юнг предложил тест на ассоциацию слов (см. ассоциативный эксперимент): неадекватная реакция (или задержка реакции) на слово-раздражитель указывает на наличие комплекса. Целью психического развития человека А. п. считает индивидуацию — особую интеграцию содержаний коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как уникальное неделимое целое. Хотя А. п. отвергла ряд постулатов фрейдизма (в частности, под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия), однако методологическим ориентациям этого направления присущи те же особенности, что и др. ответвлениям психоанализа, поскольку отрицается социально-историческая сущность побудительных сил человеческого поведения и преобладающая роль сознания в его регуляции. Предложенная Юнгом типология характеров, согласно которой имеются две главные категории людей — экстраверты (направленные на внешний мир) и интроверты (направленные на внутренний мир), получила независимо от А. п. развитие в конкретных психологических исследованиях личности (см. экстраверсия - интроверсия). Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. аналитическая психология Этимология. Происходит от греч. analysis - расчленение, psyche - душа + logos - учение. Автор. К.Г.Юнг. Категория. Психологическое направление, одно из течений неофрейдизма. Специфика. Создана в противовес классическому фрейдизму. Психика в ней трактуется менее детерминистически, чем в психоанализе (есть элементы теологии). Меньшая роль отводится сексуальности и агрессии. К личному бессознательному, которое представлено забытым, вытесненным, не дошедшим до порога восприятия содержанием, добавляется коллективное бессознательное, которое представляет собой систему врожденных и латентных воспоминаний прошлого человеческого развития. В этом понятии нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как врожденного образца поведения, соответствующего различным пластам психики человека: животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является проявлением либидо, которое у Юнга стало обозначать общую жизненную энергию. В соответствии с этим психотерапевтический анализ и толкование служат не столько актуализации воспоминаний личной жизни, сколько пробуждению творческой потенции коллективного бессознательного. Практика аналитической психологии основана на понятиях индивидуация, самость, символ. Психика есть общность всех сознательных и бессознательных содержаний. В центре сознания находится структура Я, которое защищается от внешних деструктивных воздействий при помощи маски (Persona). К Я подстраивается одна из двух интегральных установок (экстраверсия, направленная преимущественно на внешний мир, и интроверсия, направленная на внутренний, субъективный мир) и две из четырех функций (мышление, чувства, восприятия, интуиция). Изменения внутри сознания обусловлено либидо. У здорового индивида либидо гибко адаптируется к изменяющимся условиям окружающего мира, у невротика оно - регрессивно. Центральным моментом жизни человека выступает индивидуация, очищение. После "инициации к внешней деятельности" в первой половине жизни начинается процесс "инициации к внутренним действиям". Сначала происходит встреча с тенью - это часть личности, которая не была осознана и представляет собой личностное бессознательное (теневая сторона сознания). Во второй фазе происходит взаимодействие с коллективным бессознательным - основными надиндивидуальными образцами человеческих переживаний, представленных в символической форме, запечатленной в мифах, снах. Архетипы - анима, анимус, рай, преисподняя, освободитель, дракон, море, герой. Цель индивидуации - в полной интеграции, в достижении Самости, которая является синтезом божественного и индивидуального. Самость в алхимии выражается в мандале, которая представляет собой семи-, восьми-, десяти-, двенадцати-лепестковый цветок (роза, лотос). Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. analytic psychology) — одно из направлений неофрейдизма, основанное швейцарским психологом и культурологом К. Г. Юнгом. В центре А. п. находится учение о бессознательном, которому Юнг отводит ведущее место при объяснении причин возникновения особенностей психики и поведения человека. Убедившись, что идеи З. Фрейда, разработанные на материале больных истерией, неприменимы к шизофреникам, Юнг выдвинул иную, чем Фрейд, концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного Юнг выделяет еще коллективное бессознательное. Интерпретируя с психологической т. зр. данные физической и культурной антропологии (этнографии), истории культуры и религии, Юнг толкует коллективное бессознательное как «осадок» в психике человека опыта, полученного в ходе биологической эволюции и культурно-исторического развития. В качестве единицы анализа коллективного бессознательного Юнг выдвигает понятие архетипа — врожденной установки к избирательному восприятию, переживанию и, возможно, некоторой форме поведения по отношению к определенным стимулам. Архетип определяется как «чистая потенция формы», не имеющая собственного содержания, но позволяющая структурировать различное содержание психики. Постулируя существование разных архетипов, Юнг выделяет в психике человека пласты животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального происхождения. В структурирующем влиянии архетипа на поведение Юнг усматривает проявление либидо, которое понимается им как динамически-энергетический аспект психики. Не в созидательной социальной деятельности человека, а в глубинах индивидуальной психики видит Юнг движущие силы развития субъекта. Либидо путем спонтанного формирования общих установок направляет развитие индивида по пути «индивидуации», т. е. полного выявления неповторимой индивидуальности человека, его полного самоосуществления. Кроме общих установок (неосознаваемой направленности на определенную цель, готовности к некоторому действию и восприятию), Юнг вводит понятия экстравертированной (направленной на внешний мир) и интровертированной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок сознания (эго). Эти установки характеризуют 2 против. психологических типа личности — экстравертов и интровертов. Выдвинутая Юнгом типология получает дальнейшее развитие в факторной теории личности, разработанной англ. психологом Г. Айзенком. Определяемые с помощью опросников Айзенка показатели по шкале экстраверсия—интроверсия значимо коррелируют с некоторыми свойствами темперамента и чертами личности. Добавление ред.: В числе плодотворных идей, выдвинутых Юнгом и получивших развитие в психоанализе, была идея психических комплексов, составляющих содержание личного бессознательного. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|