воображение


воображение
— психический процесс, выражающийся:
1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
3) в продуцировании образов, к-рые не программируют, а заменяют деятельность;
4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.
Важнейшее значение В. в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью В. модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


воображение
— способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из процессов познавательных, характерный высокой степенью наглядности и конкретности. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет реализоваться. Одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные качества, является игра дошкольников. Воображение выражается:
1) в построении образа средств и конечного результата деятельности предметной субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
3) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность;
4) в создании образов, соответственных описанию объекта.
Оно традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако некоторые авторы склонны отождествлять его либо с мышлением, либо с представлением. Важнейшее значение воображения — в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от поведения инстинктивного животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации проблемной, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задачу можно решить и с помощью воображения, и с помощью мышления. Ценность воображения — в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в чем явлена ограниченность воображения. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход — представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. Принято различать два вида воображения — воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Ведущим механизмом творческого воображения, в коем целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения некоего свойства предметов из иной области. Также различаются:
1) воображение произвольное — проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;
2) воображение непроизвольное — проявляемое в сновидениях, в медитативных образах.
Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения — преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, — преобразование представлений, создание новых образов на основе наличных. Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения реализуется в различных формах:
1) агглютинация-соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
2) гиперболизация, или акцентирование — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
3) заострение — подчеркивание некоих признаков;
4) схематизация-сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
5) типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
По степени выраженности активности различаются:
1) воображение пассивное;
2) воображение активное.
Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего — в мечтании. Мечта — необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным. Синоним воображения — фантазия.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.


воображение
Категория. Когнитивный процесс.
Специфика. Способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Одним из механизмов творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения в него какого-либо свойства предмета из другой области.
Генезис. Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников.
Виды: • произвольное воображение проявляется при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач,
• непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, в медитативных образах.

Психологический словарь. . 2000.


воображение
ВООБРАЖЕНИЕ (с. 123) - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Выражается:
1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;
3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность;
4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Имеет аналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы (мышление, память, восприятие). Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения — намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно точны.
Различают два вида воображения: пассивное и активное. Пас сивное воображение лишено действенности, для него характерно создание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. В этом случае воображение выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, во сне, при патологических расстройствах сознания. Преднамеренное пассивное воображение продуцирует специально создаваемые образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в воображении грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно - неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, то есть в возникновении мечты. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, мотив деятельности, окончательное завершение которой по каким-либо причинам оказалось отсроченным. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, - воссоздающее воображение. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний необходимо с помощью воссоздающего воображения конструировать в сознании то, что отображено в этих книгах, на этих картах. Ребенку воображение дает возможность осваивать окружающий мир в игре, а взрослому - преобразовывать мир в активной творческой деятельности.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. . 2005.


Синонимы:
    домысел, плод фантазии, предположение, рисование, творческая фантазия, фантазия


Просмотров: 2258
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • ВООБРАЖЕНИЕ
  • ВООБРАЖЕНИЕ
  • ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия)
  • Воображение
  • Воображение
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • Изучение деятельности
  • Критерий оценки трудовой деятельности (criterion in employment)
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Образ Воображения
  • Принцип Единства Сознания И Деятельности
  • Принципа Единства Сознания И Деятельности В
  • РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Теория Деятельности
  • Функциональная Эквивалентность Образов
  • Эйдетическое воображение
  • амбиция нарушение деятельности сознания
  • воображение
  • воображение активное
  • воображение воссоздающее
  • воображение пассивное
  • воображение творческое
  • деятельности теория
  • метод воображения активного
  • образ воображения
  • принцип единства сознания и деятельности
  • принцип единства сознания и деятельности в трактовке Леонтьева
  • функциональная эквивалентность образов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь