воображение


воображение
        ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination — воображение, фантазия) — важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой человек имеет дело не только с действительными объектами, но и с идеальными представлениями. Оно функционирует как система, дающая возможность соединять чувственное и рациональное и образно представлять себе с разной степенью ясности практически любой предмет, процесс, ситуацию, в том числе не воспринимавшуюся в целом в действительности или вообще невозможную. Характерными чертами В. являются способность к непосредственному усмотрению связи вещей, их сходств и различий; наглядная переработка конкретных чувственных образов и создание общих понятий («стол» вообще); выбор вариантов; схватывание целого раньше его частей и создание того единства, которое человек не в состоянии осознать рационально, и др. Специфической особенностью В. является продуктивная творческая способность, проявляющаяся во всех областях знания как отход, «отлет» от действительности, предвосхищение того, чего еще нет (напр., результата раньше его конкретного получения), как эвристический прием в процессах прогнозирования, предвидения, открытия и создания нового. На этом основании В. трактуется как всеобщий акт познания.
        Понятийно и терминологически В. было определено в античной философии при рассмотрении геометрических объектов. Его способность соединять интеллигибельное и чувственно постигаемое Платон пытался определить через состояние сна; Прокл назвал ее «фантазией». Сферой действия В. считался воображаемый мир, но содержательно он был уже наполнен опытом «нарождающейся науки». Само В. (фантазия) воспринималось не как произвольная, а как направленная мысленная операция с умопостигаемым содержанием. Птолемей рассматривал свои математические гипотезы как «воображаемые фикции». В. понималось как имеющее непосредственное отношение к поискам истины, которая добывается не только «телесными глазами», но и «духовным оком», способным проникнуть в «безвидное» (Платон). Специфическая способность В. соединять наглядно-образные представления и чисто умозрительные идеи, предположения, домыслы проявилась в создании так называемых донаучных картин мира, содержащих гипотезы относительно происхождения Земли, устройства мироздания, Вселенной и т.д., которые определяли уровень развития знания, формировали мировоззрение.
        Философско-гносеологическая трактовка В. сложилась в Новое время: акцентируется его рациональный характер, способность к обобщению, абстрагированию, соединению чувственного и рационального не только в образе, но и в языке. Кант отводил В. ключевую роль в процессе познания, разработал учение о продуктивной способности В. и его многочисленных функциях, раскрыл связь В. с понятийным мышлением и выражением представлений в слове, которое уже само по себе является обобщением; определил синтез и связанный с ним процесс систематизации как действие В. по упорядочению и созданию единства знания в целом. Кант считал, что высшая деятельность В. проявляется в области идей. Гегель определил место В. в структуре познания как связанное с представлением, выделив три ступени представления: припоминание, силу воображения и память; особенно отметил «силу» В. (Einbildungskraft), его напряжение, активность и действенность. Гегель различал воспроизводящую (вызывающую образы без непосредственного созерцания) и ассоциирующую силу В. как деятельность более высокого порядка, состоящую в отнесении образов друг к другу, подведении единичных предметов под всеобщие и придании образности всеобщему; показал зависимость обеих от богатства памяти как арсенала образов. Этот аспект получил развитие в психологии (Т. Рибо, Л.С. Выготский). В познавательном смысле, как «помощника в познании», В. рассматривал Ж. Пиаже.
        В 20 в. развивается традиция трактовки В. в связи с креативной деятельностью и в контексте проблем антропологии, психоанализа, герменевтики, экзистенциализма (3. Фрейд, К. - Г. Юнг, Э. Кассирер, Г.- Г. Гадамер и др.). Выявляется роль В. в научном познании, где практически все этапы в явном или неявном виде связаны с функциями В. — от замысла, «ядра» в виде образа (Kemgestalt) до выявления искомого факта и перевода его в понятие. Особенно активно В. на стадиях планирования, моделирования, технического конструирования, знакового выражения результата. В совокупности всех своих функций В. участвует в создании «научной картины мира», которая предполагает сложный синтез теоретического знания и образных представлений не только из естествознания, но и из других областей. Многие ее компоненты остаются «непрозрачными» для обыденного сознания, требуют расшифровки, перевода в доступные образы, тем не менее такое видение мира приобретает гносеологический статус, нормативное значение и становится показателем общекультурного развития. Адекватность восприятия, совоображение — обязательное условие эффективности действия В.
        В. является важнейшей личностной характеристикой человека; предстает как сложный комплекс представлений и образов, определяющих поведение человека, его действия, стремления, желания, внутренние переживания, эмоциональный мир, включая творчество в каждодневной жизни как необходимое условие существования (Л.С. Выготский), как «животворящее начало» (К. Паустовский), «главная сила души человеческой» (Э.В. Ильенков, Ф.Т. Михайлов).
        И.П. Фарман
        В. — одна из высших психических функций. Оно осуществляет произвольную регуляцию познавательных процессов, управляет эмоционально-потребностными состояниями человека, создает внутренний план действий. Оно занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. В отличие от восприятия, В. отрывается от наличной ситуации и выполняет функцию идеального опережающего отражения действительности в форме образа; первичного — складывающегося в сознании индуктора, и вторичного — возникающего в голове реципиента, т.е. является основой наглядно-образного мышления. От мышления В. отличает то, что оно воспроизводит образы в их индивидуализированной единичности, а мышление — обобщенно и схематизированно. От памяти воображенное отличается общей проекцией образов: В. связано с будущим, а память — с прошлым. К разновидностям В. относят фантазию, мечты, сновидения, галлюцинации, грезы.
        Механизм В. недостаточно изучен. Можно предположить, что он складывается из единства рационально-логических и оценочных, эмоционально-чувственных составляющих психики. Рационально-логические элементы реализуются в процессе осуществления активной и продуктивной форм В., когда человек волевым актом вызывает у себя релевантные образы и выстраивает их в соответствии с намеченным планом, целью. Эти формы В. реализуются в научном, техническом, художественном видах творчества. В них В. часто связано с интуицией: замысел, идея работы могут формироваться в то время, когда внимание субъекта сосредоточено на мечтах, фантазиях и пр., что созвучно с известным призывом «мыслить в сторону», содержащимся в работах Лагранжа, Пуанкаре, Адамара, Эйнштейна и др. Отсюда — ассоциативность и диссоциативность образов В., которую исследовали, напр., ассоциативная психология 19 в., Бергсон; а Дильтей, Коллингвуд, Дрей и др. использовали при конструировании методологических средств познания истории.
        В репродуктивных и пассивных формах, как воспроизведение реальности в форме данности, В. преимущественно влияет на погребностно-эмоциональную сферу сознания. Здесь оно почти смыкается с восприятием и памятью, хотя и оперирует образами, которые соотносятся с чувствами человека. В. наполняет предметным содержанием потребности, придавая им устойчивую направленность, превращая их в установку на встречу с воображаемым предметом удовлетворения потребности. Управляемое эмоциональным фактором, В. является отражением так или иначе настроенного субъекта, а не дифференцированной картиной объективной действительности. Активность В. в эмоционально-чувственной сфере проявляется в том, что возникающие образы могут не иметь никакого референта в реальности; напр., образ Химеры, часто используемый как обозначение любой фантазии вообще. Обратная связь В. с эмоциями названа в психологии «законом эмоциональной реальности В.» или «законом реальности чувств». Это выражается в том, что фантазии вызывают вполне реальные переживания; в том, что воображаемый объект и создавший его акт В. в сознании субъекта могут совпадать, что приводит к поддающимся констатации физиологическим и психическим реакциям человека. В. может быть спонтанным или начинаться с волевого акта субъекта. Работа В. включена в процесс самоопределения личности, так как мечты, наряду с целями, задают направление ее жизненного пути. Учение Канта о схематизме понятия, создаваемом В., обозначило возможные способы связывания чувственного и рассудочного познания, но преобладание в философии и психологии конца 19 — начала 20 вв. позитивистского тезиса о сводимости В. к ощущению, сузило возможности позитивного решения проблемы гносеологического статуса В. В. исследовал Бергсон, объясняя связь его и восприятия с помощью памяти, что вновь оставляло открытым вопрос познавательного статуса В. Феноменология поставила проблему интенционального характера В. Оно всегда направлено на какой-то объект, даже если он реально не существует. Восприятие и В. осуществляются в едином потоке сознания, различаясь способом интенционирования: восприятие направлено на вещь, В. — на образ вещи. Восприятие получается богаче образа, так как в восприятии находится множество пустых интенций — аспектов вещи, которые не воспринимаются, напр., дно вещи, В. восполняет пустые интенции восприятия. Интенциональность В. делает качества объекта трансцендентными, внеположенными В. Напр., красный предмет: краснота как его качество трансцендентно В., возникает образ образа — квазикрасное. Трансцендентальная концепция В. выделила в отдельный класс исследований проблему воображаемого и самого В., что привело, напр., Сартра, к необходимости различать В. и восприятие не по интенции, а по степени причастности к реальности. У Сартра В. утрачивает гносеологическую функцию и служит способом эмоционального освоения, «трансформации» действительности. Особенности В. инспирировали появление в начале 20 в. имажинизма — литературного течения, основанного на оперировании конкретно-зримыми образами, возникающими вследствие нетрадиционного взгляда на вещи и оказывающими на человека неожиданное воздействие.
        МЛ. Кукарцева
        В. — психический процесс, основывающийся на аналитико-синтетической деятельности и заключающийся в преднамеренном или непроизвольном создании субъектом функциональных нереальных образов и мыслей, которые, как правило, взаимосвязаны между собой и включены в тот или иной контекст.
        Содержанием В. являются такие процессы, как: агглютинация (совмещение в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей разных предметов, что приводит к созданию нереального образа); схематизация (слияние отдельных представлений или образов, при котором сглаживаются различия, а черты сходства выступают отчетливо; напр., продуцирование художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира); гиперболизация (увеличение или уменьшение предмета, а также изменение количества частей предмета или их смещение); типизация (выделение существенного, повторяющегося в однородных образах и формирование нереального образа; напр., в художественной литературе собирательные образы героев произведения); заострение (чрезмерное подчеркивание каких-либо отдельных признаков) и др. Классическими образами В. выступают некоторые мифологические и сказочные персонажи. Напр., образ русалки (создан посредством агглютинации), мальчик с пальчик, великан (сформированы посредством гиперболизации) и т.д.
        В. строится личностью на базе аналитико-синтетической деятельности мышления, которая обобщается и трансформируется в более комплексные процессы, напр., агглютинации. Мышление преимущественно направлено на адекватное отражение действительности, активность же В. предназначена, главным образом, для создания нереальных, фантастических образов и мыслей. В этом смысле В. — создание «нереальной реальности», того, что не существует, не существовало или не будет существовать. Отходом от реальности, вымыслом, фантастичностью В. отличается от наглядно-образного мышления и представления.
        В собственно В. всегда присутствует хотя бы минимальное осознание (или чувство) фантастичности, нереальности тех образов или мыслей, которые формирует субъект. В. характеризуется тем, что в нем прекращается непроизвольное искажение образов-представлений и осуществляется свободное оперирование образами без установки на их адекватность и воспроизведение (Т. Рибо, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). В целом субъект осознает существование объективной реальности (1); осознает, как он отражает эту реальность (2); понимает свое отношение к реальности (3); конструирует и осознает вымышленную реальность и собственное отношение к ней (4). Поэтому к сфере фантазии не относятся особенности детского мышления — синкретизм, глобальность, реализм, центрация, анимизм, артифициализм и проч. Данные особенности мышления приводят к созданию нереальных образов и несуществующих причинно-следственных связей между предметами (напр., ребенок может думать, что вода движется, потому что по ней плывут лодки). Дети так отражают действительность в силу особенностей их мыслительной деятельности. Данные нереальные образы и мысли воспринимаются детьми как реальность, как мир вокруг них; здесь нет осознания и даже чувства фантазии.
        К В. не будут относиться и заблуждения человека, неправильное установление причин, отражение второстепенного в качестве существенного, иллюзии и т.п. Однако элементы вымысла, фантазии в данных психических явлениях могут присутствовать.
        Как правило, В. начинает функционировать, когда у человека нет знаний для решения проблемы или описания ситуации, когда блокированы способы реализации желаемого, потребностей, и данные «пустоты» заполняются фантастическим содержанием. В детские годы роль и доля В. в психической активности максимальна в силу недостаточного количества знаний и несформированности мышления.
        В. играет важную роль в творчестве, в решении нестандартных задач, где прежнего опыта личности недостаточно для нахождения ответа, где необходимо по-новому представить ситуацию, условия и требования проблемы.
        В жизни личности В. иногда приобретает форму особой внутренней деятельности, выражающейся в мечтах. Мечта — это образ желаемого будущего, характеризующийся оттенками нереальности, сложно реализуемого или длительно достигаемого.
        Выделяются следующие виды В.: 1) по степени активности: а) произвольное — целенаправленное создание нереальных образов и мыслей; б) непроизвольное — спонтанное образование фантастических образов предметов или ситуаций (в сновидениях, грезах); 2) по уровню новизны и оригинальности: а) воссоздающее — создание нереальных образов по описанию, рисунку, чертежу и проч.; 6) творческое — формирование нереальных образов, в которых реальность преобразована нестандартным способом или предложено пока не осуществимое, но оригинальное решение задачи; 3) по характеру связи с действительностью: а) фантастическое — содержанием которого являются образы и мысли функционально бесполезные, не реализуемые в жизни; б) действенное (реалистическое) — содержание которого может быть воплощено в творческой деятельности и осуществлено в действительности. Поскольку В. играет важную роль в осуществлении многих видов деятельности человека, некоторые психологи выделяют виды В. соответственно разным видам деятельности (напр., конструктивное, научное, техническое, музыкальное и др.).
        В.В. Селиванов
        Лит.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3; Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 3; Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979; Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. Минск, 1984; Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. Спб., 1901; Фарман Я.Я. Воображение в структуре познания. М., 1996.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    домысел, плод фантазии, предположение, рисование, творческая фантазия, фантазия


Просмотров: 1554
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека”
  • ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия)
  • Восприятие Человека Человеком
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • ЗНАЧЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ТРАНСКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • Карта реальности
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Надежда Пандоры: очерки по поводу реальности исследований науки
  • Образы мужчины и женщины
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Принцип Единства Сознания И Деятельности
  • Принципа Единства Сознания И Деятельности В
  • РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • РЕАЛЬНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЕ
  • РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Умственные образы (mental imagery)
  • Функциональная Эквивалентность Образов
  • амбиция нарушение деятельности сознания
  • вера в теории познания и философии науки
  • восприятие человека человеком
  • отрицание реальности
  • принцип единства сознания и деятельности
  • принцип единства сознания и деятельности в трактовке Леонтьева
  • принцип реальности
  • функциональная эквивалентность образов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь