|
эффект аудиторииэффект аудитории — присутствие публики, даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или на выполнение задачи. Во время обучения присутствие зрителей скорее смущает испытуемого, но если решение освоено или в тех случаях, когда требуется физическое усилие, присутствие публики облегчает дело. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Эффект аудитории Эффект присутствия других людей, наблюдающих за вашей работой. Результаты исследований в этой области часто кажутся противоречивыми. Иногда эффект аудитории улучшает нашу работоспособность (социальное содействие), а иногда приводит к противоположному результату (социальное торможение). Ранний анализ, проведенный Зайонком, показал, что: • Если работа легкая и хорошо знакомая, то присутствие других людей оказывает поощряющее воздействис. • Если работа трудная и плохо знакомая, то присутствие других людей оказывает подавляющее воздействие. Присутствие наблюдателей усиливает выработку доминантных реакций у людей, выполняющих работу. Доминантными называются реакции, которые наиболее вероятны в любое данное время. При выполнении простой работы это означает увеличение количества правильных реакций (хорошая производительность), а при выполнении трудной работы это означает увеличение количества неправильных реакций (человек совершает больше ошибок). Когнитивномотивационная модель социального торможения и содействия Существует несколько возможных объяснений этих результатов: • Присутствие наблюдателей вызывает активацию у людей, выполняющих работу. Это сстественная рсакция на присутствие посторонних, усиливающая общий драйв, или внутренний импульс организма. • Присутствие наблюдателей создает предчувствие оцеики, усиливающее активацию и общий тонус организма. Это усвоенная реакция на возможную оценку работы. • Присутствие наблюдателей является отвлекающим фактором. Поскольку отвлечение всегда ухудшает производительность (оно разделяет наше внимание между работой и наблюдателями), благотворный эффект от повышенной активации должен превосходить негативный эффект отвлечсния. Обычно это происходит при выполнении легких и знакомых задач. • Когнитивномотивационное объяснение: присутствие наблюдателей создает осознание возможных отрицательных последствий неудачи (замешательство или неодобрение) либо возможных положительных последствий (одобрение или восхищение). Возможность отрицательных последствий усиливает активность, не имеющую отношения к работе (например, беспокойство), что приводит к увеличению усилий. При выполнении простой работы благотворный эффект от увеличения усилий превосходит негативный эффект от беспокойства, и работоспособность увеличивается. При выполнении сложной работы негативный эффект от беспокойства усиливается (происходит разделение внимания), и производительность падает. Это представлено на диаграмме на с. 398. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|