шизофрения


шизофрения
— психическое заболевание, многообразное в проявлениях и характерное раздвоением личности, замыканием в себе, нарушением контакта с другими людьми и внешним миром.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.


ШИЗОФРЕНИЯ
(англ. schizophrenia; от греч. schizo — расщепляю, раскалываю + phren — душа) — психическое заболевание, которое протекает хронически в виде приступов или непрерывно, приводит к характерным однотипным изменениям личности с дезорганизацией психических функций. В качестве единого заболевания это расстройство было выделено нем. психиатром Э. Крепелином (1896), который назвал его «dementia praecox» (раннее слабоумие). Рос. психиатр В. Х. Кандинский (1887) описал подобное заболевание под названием идеофрения, а С. С. Корсаков (1891) — под названием дизнойя. Название «Ш.» дал швейцарский психиатр Э. Блейлер.
Риск заболевания Ш. особенно высок в подростковом возрасте (в 3-4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни). На возраст 10-19 лет приходится 31-32 % дебютов Ш.; риск заболевания у мальчиков в 1,5 раза выше, чем у девочек.
Для объяснения основных механизмов развития Ш. предложен ряд гипотез. В соответствии с концепцией психогенеза, в основе заболевания лежат психотравмирующие факторы, действующие, как правило, в раннем детском возрасте, а также неблагоприятные социальные условия развития ребенка. Согласно концепции аутоинтоксикации, ведущая роль в патогенезе Ш. отводится нарушениям обмена веществ. В дальнейшем эта концепция была развита в мембранотропную гипотезу, согласно которой одним из существенных звеньев патогенеза Ш. является нарушение клеточных мембран головного мозга, что приводит к нарушению углеводно-энергетического обмена нервных клеток, накоплению биогенных аминов и нарушению процесса проведения нервного импульса. В ряде исследований было показано, что при Ш. уменьшено число межсинаптических контактов в отдельных участках головного мозга по сравнению с нормой. Согласно аутоиммунной концепции, Ш. вызывается действием тканевых антигенов головного мозга на нервные клетки. В соответствии с допаминовой гипотезой, Ш. вызывается избытком допамина (медиатора лимбической системы) в определенных структурах мозга.
Исследования биохимии мозга привели ряд исследователей к выделению 2 форм Ш. Тип I характеризуется позитивными симптомами, включающими галлюцинации, делюзии, странности в поведении и бессвязное мышление. Больные с данным типом Ш. до появления первых симптомов обычно живут нормальной жизнью, нарушения в их поведении появляются и исчезают. При сканировании мозга структурные аномалии не выявляются. Для Ш. типа II характерны негативные симптомы, такие как обедненность речи, эмоциональная тупость, изоляция и нарушения внимания. Такие больные обычно имеют низкий уровень социальной и образовательной жизни до возникновения их начального психотического периода с дальнейшим его сохранением. При сканировании мозга выявляются структурные аномалии. Ш. I типа возникает предположительно из-за нарушений в нервной передаче, а Ш. II типа — из-за аномалий в структуре мозга, которые м. б. вызваны вирусной инфекцией в период беременности.
Клинические проявления шизофрении очень разнообразны. При ней могут наблюдаться почти все известные в психиатрии симптомы и синдромы, что обусловливает трудности диагностики Ш. В наибольшей степени при Ш. поражаются эмоциональная и волевая сферы. Заболевание сопровождается нарастающей эмоциональной холодностью к близким людям, безразличием к окружающим, утратой прежних интересов и влечений. У некоторых больных наблюдается одновременное существование 2 против. эмоций (эмоциональная амбивалентность), двойственность стремлений, побуждений и действий (амбитендентность). Вначале возникает уплощение, притупление эмоций, а затем развивается эмоциональная тупость. Больные некритичны к своему состоянию. Для больных Ш. характерно отрицат. отношение к воздействиям внешней среды, отгораживание от внешних впечатлений и противодействие идущим извне стимулам; нарушается механизм вероятностного прогнозирования.
Мышление при Ш. характеризуется разорванностью (отсутствием логической связи в суждениях). Это проявляется и в речевой разорванности, когда семантическая разорванность проявляется при синтаксической сохранности речи. В случае, когда страдает и синтаксическая сторона речи, говорят о «словесном салате», «словесной окрошке». Разорванность мышления часто проявляется вместе с неистощимым напором при отсутствии потребности в собеседнике или слушателе — симптом монолога. В менее выраженных случаях наблюдается «соскальзывание» мыслей — лишенный логики переход от одной мысли к др. Нарушение мышления наблюдается и в форме резонерства — бесплодных рассуждений. Снижение памяти отсутствует. При приступе Ш. наблюдаются бред и галлюцинации. Симптоматика Ш. в детском и подростковом возрасте в целом совпадает с симптоматикой у больных зрелого возраста.
Ш. характеризуется прогредиентностью протекания, т. е. нарастанием и усложнением симптоматики. Заболевание может протекать с обострением и ослаблением (ремиссии) симптоматики. В период ремиссии может не наблюдаться никаких психических нарушений, больной трудоспособен и хорошо адаптирован. (Ю. В. Гущин.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.


Шизофрения
Серьезное психическое заболевание, для которого характерны значительные нарушения дееспособности. Шизофреники могут проявлять ряд тревожных и пуггающих симптомов:
• Бессвязность мыслей: рассуждения шизофреника кажутся неясными и непоследовательными для окружающих. Кроме того, шизофреники часто) впадают в бредовое состояние и вольно .интерпретируют сооытия осз какоилиоо связи с реальностью.
• Перцептуальные искажения: склонность воспринимать окружающий мир иначе, чем психически здоровые люди. К ним относятся гси?иоцшшции и нсспособность различать эмоциональное состояние окружающих.
• Эмоциональные нарушения: некоторыс шизофреники вообще не проявляют эмоций. другие могут проявлять неадекватные эмоциональные реакции.
• Моторные нарушения: больные шизофренией могут демонстрировать необычные физические действия — беспричинный смех, суетливые движения или полная неподвижность в течсние нескольких часов.
• Нарушение социальной функции: неспособность поддерживать общественные отношения с другими людьми. Слабыс социальные навыки приводят к общему низкому качеству жизни.
Шизофреников можно подразделить на больных с негативными и позитивными симптомами. Позитивные симптомы означают наличие характеристик, отсутствующих у здоровых людей (например, галлюцинаций). Негативные симптомы означают отсутствие характеристик, присутствующих у здоровых людей (апатия, отсутствие эмоций и т. д.).
Выявление комплексных причин шизофрении привело к значительным разногласиям между врачамипсихиатра?ш и ученымипсихопогами. Вот некоторые главные объяснения:
• Генетические объяснения подчеркивают важность генетической предрасположенности к шизофрении у отдельных личностей. Возможность развития этой предрасположенности зависит от домашней обстановки и отношения окружаюших людей (см. Парадигма предрасположенности к стрессу).
• Биохимические объяснения подчеркивают роль нейротрансмиттера дофамина в развитии расстройства (см. Дофаминовая гипотеза).
• Все болынее число медицинских свидетельств подтверждает мнение, что шизофрения связана с повреждением специфических участков головного мозга. В частности, у шизофреников наблюдается увеличсниее мозговых желудочков (полостей в головном мозге). что мсожет быть следствисм повреждения других участков, распоэложенных в непосредственной близости от них.
При лечении шизофрении примиеняются в основном антипсихотическис препараты. устраняюшиее многие симптомы (однако неэффсктивные примерно в 30—40%) случаев), и психотерапевтические методы, такие как инсайттерапия и семейная терапия. Существуют разные взгляды на то, следцует ли лечить шизофреников в специальных учреждениях или в сеемейном кругу. Несмотря на заботу семьи и общества, многие шиззофреники проходят курс стационарного лечения, возвращаются домой и через некоторое время снова ложатся в клинику. Отсутс:твие адекватной поддержки со стороны семьи и общества может привести к обострению шизофренического расстройства.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. . 2000.


Синонимы:
    болезнь, гебефрения, парафрения, шиз, шиза, шизиловка, шизняк, шизуха


Просмотров: 1659
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • асимметрия функциональная головного мозга
  • Атеросклероз сосудов головного мозга
  • Атрофии головного мозга системные
  • Атрофия головного мозга гранулярная
  • базовые нарушения при шизофрении
  • Базовые Нарушения При Шизофрении
  • Дефектное состояние при шизофрении
  • заболевание психическое
  • Изменение личности или познавательной способности на почве органического поражения головного мозга, не относящееся к синдрому лобной доли
  • Как делать вещи при помощи слов
  • кора головного мозга
  • Кора Головного Мозга
  • Латерализация головного мозга (brain laterally)
  • латерализация функций головного мозга
  • Латерализация Функций Головного Мозга
  • литерализация функций головного мозга
  • Минимальная дисфункция головного мозга
  • Оценка ремиссий при шизофрении
  • Повреждения головного мозга (brain injuries)
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ НЕВРОЗАХ И ДРУГИХ ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ
  • РАЗВИТИЕ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС (central nervous system disorders)
  • Сдавление головного мозга
  • Склероз сосудов головного мозга
  • Склероз туберозный головного мозга
  • Слабоумие при эпилепсии
  • Состояние после сотрясения головного мозга
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • функциональная асимметрия головного мозга



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь