Фикх


Фикх знание, глубокое понимание. Этим словом обозначается исламское право. Слово фикх (ФКХ) встречается в нескольких аятах Корана, например: «Почему же эти люди никак не могут понять (ла йаФКаХун) рассказа?» (4:78). В других аятах (7: 179; 11: 91) о язычниках также говорится как о людях не понимающих, не знающих. В хадисах также встречается слово фикх, например: «Аллах кого захочет, того сделает ФаКиХом (т.е. человеком, который знает все тонкости религии)» (Бухари, Ильм 10). Как видно из смысла этих аятов и хадисов, первоначально, в период жизни пророка Мухаммада, слово «фикх» употреблялось в значении углубленного понимания и знания различных аспектов религии. Именно в этом значении понятие фикх употреблялось в первые десятилетия после пророка (в период жизни его сподвижников и табиунов). Один из основателей системы мусульманского права Абу Ханифа назвал свое известное сочинение «Фикх аль-Акбар», то есть важными проблемами, которые нуждаются в правильном понимании. В этом сочинении он писал, что фикх - это знание человеком того, что ему полезно и вредно. С протяжением времени, упомянутое в исламских первоисточниках слово «фикх» постепенно стало пониматься в еще более широком значении. Предмет фикха стал охватывать обширные области как взаимоотношения человека и общества, так и человека и Аллаха. Стало уделяться внимание также индивидуальным проблемам человека. Следует отметить, что все это имело место и в период жизни пророка и сподвижников. Но в последующие десятилетия, система фикха стала систематизироваться со стороны мусульманских правоведов и приняла свой окончательный вид, в котором она известна на сегодняшний день. Таким образом, «глубокое понимание» и «знание» всего того, что Аллах позволил людям и того, что Он запретил, необходимо для того, чтобы на доказательной основе выводить абсолютно все религиозные правовые предписания. Все предписания выводятся только на основании данных четырех источников: Корана, Сунны, иджмы и кыяса. Развитие системы мусульманского права (фикха) происходило на протяжении нескольких исторических периодов. В период жизни пророка Мухаммада появились основные источники мусульманского права - Коран и Сунна. После этого его сподвижники на протяжении нескольких десятилетий занимались толкованием Божественного откровения и разъяснением его смысла. После этого мусульманские правоведы стали записывать и систематизировать положения исламского фикха. Тогда же выделились две основные школы исламского фикха - иракская и хиджазская (См. Асхаб аль-Хадис и Асхаб ар-Ра’й). Именно в этот период стал временем становления фикха в качестве фундаментальной правовой системы. К III/X веку окончательно сформировались различные правовые школы (См. Ханафитский мазхаб, Маликитский мазхаб, Шафиитский мазхаб, Ханбалитский мазхаб, Зейдитский мазхаб, Джафаритский мазхаб, Захиритский мазхаб). Все правовые предписания в мусульманских правовых школах (мазхабах) выносятся на основании Корана и Сунны и являют собой Божественный закон, который не может быть никем отменен. Этим самым мусульманский фикх отличается от всех других правовых систем, которые введены людьми. В тех случаях, когда мусульманский правовед (факих) не может найти буквальное решение той или иной проблемы на основании Корана и Сунны, а также, когда по данному вопросу нет единогласного мнения мусульманских ученых (См. Иджма), он может обратиться к другим, альтернативным правовым методам (См. Кыяс, Истихсан, Орф, Ра'й) Предмет фикха делится на три больших раздела. Первый (См. Ибада) охватывает обязанности и проблемы человека по отношению к Аллаху. Во втором разделе (См. Муамала) рассматриваются проблемы взаимоотношений человека с обществом. Сюда относятся такие важнейшие общественные проблемы, как мораль, этика, семья, личность, ответственность за преступления и нарушения закона, межнациональные и межрелигиозные отношения. Третий раздел (См. Укуба) рассматривает проблемы наказания за правонарушения. Ученые, которые трудятся в этой области, называются факихами. Они обязаны знать арабский язык, Коран, Сунну, иджму (согласованное мнение по различным вопросам со стороны исламских ученых), методы кыяса (суждения по аналогии), которые являются источниками фикха, а также иметь правильные вероубеждения, обладать повышенным восприятием наук, быть правдивыми и набожными людьми. (См. Факих). В суннитском Исламе существует 4 фикха (ханафи, малики, ханбали и шафии), а в шиизме преобладает джафаритский фикх.
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
Синонимы:
    кодекс


Просмотров: 925
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Ислам. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ДВЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Восприятие Человека Человеком
  • Джафаритский мазхаб
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Захиритский мазхаб
  • Зейдитский мазхаб
  • История наук и ученых на протяжении двух столетий
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • Мазхаб
  • Маликитский мазхаб
  • Основные проблемы экономической статики и динамики: предварительный эскиз
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА, также психогенетика
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • Права человека женщин
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • Развитие на протяжении жизни (life-span development)
  • Развитие человека (human development)
  • Рефракторный период (период невозбудимости)
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ФИКХ
  • Фикх
  • Ханафитский мазхаб
  • Ханбалитский мазхаб
  • Шафиитский мазхаб
  • восприятие человека человеком
  • после этого значит по причине этого



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь