Мазхаб


Мазхаб путь, по которому следует мусульманин, богословско-правовая школа. Первоначально в Исламе не было различных мнений и методологических различий. Дело в том, что в случае каких-либо разногласий ранние мусульмане обращались к пророку Мухаммаду, который решал все проблемы, а они беспрекословно подчинялись ему. После его смерти, при первых Праведных халифах Абу Бакре, Омаре и Османе (в первые годы его правления), также каких-либо серьезных споров и разногласий в доктринальных вопросах между мусульманами не возникало. Существовали только разногласия по некоторым второстепенным правовым проблемам, которые легко разрешались лидерами мусульманского общества. Однако после гибели третьего халифа Османа, в мусульманском обществе произошли серьезные потрясения и стали выделяться первые религиозно-политические группировки. Несмотря на то, что первоначально они действовали только под политическими лозунгами, тем не менее, их приверженцы положили начало религиозному расколу. Еще при правлении четвертого халифа Али, в разгар гражданской войны и кровавых противостояний в Халифате, стала выделяться партия его сторонников, которые стали называть себя шиитами. Тогда же возникла партия его противников - хариджитов. Третьей группировкой того времени были насибиты, которые выступали с требованиями мести за смерть халифа Османа и считали правым Муавию в его противостоянии с халифом Али. Большинство же мусульман не признали крайностей этих группировок и определили свой умеренный, центристский путь, который был назван суннитским (Ахль аль-Сунна). Первый серьезный вероучительный и доктринальный раскол в Исламе начался после гибели халифа Али с началом деятельности секты джабритов - сторонников абсолютного Божественного предопределения, и кадаритов, которые были сторонниками абсолютной свободы воли человека и ставили под сомнение некоторые аспекты исламского учения о предопределении (См. Кадар и Каза). Против кадаритов выступили такие сподвижники пророка Мухаммада, как Ибн Омар и Ибн Аббас. Еще одну новую доктрину выдвинули и мурджииты, которые считали, что совершение греха человеком не имеет отношения к его вере и не наносит ей вреда. Одновременно с ними, стали развивать свои доктрины различные шиитские и хариджитские секты. Немалую роль в доктринальном расколе мусульманского общества играл целый ряд факторов объективного и субъективного характера. В частности, в числе причин, которые способствовали возникновению различных мазхабов, мусульманская традиция называет разницу в интеллектуальном уровне людей, их различиях к восприятию проблем, путям их решений. Другой причиной являются различные методы и подходы ученых при решении различных проблем правового и доктринального характера. Немалую роль в появлении различных мазхабов сыграло воздействие на мусульманское мировоззрение различных философских, религиозных и мировоззренческих школ, которые были известны в регионах распространения Ислама с древнейших времен. Политическое противостояние в мусульманском обществе в ходе гражданской войны в Халифате и насаждаемая правящей династией Омейядов политика арабского национализма также способствовали началу возникновения различных сект. Еще одной причиной разделения мусульман на различные мазхабы были проблемы с принятием тех или иных хадисов, введение аллегорий для объяснения некоторых аятов Корана, недостаточное знакомство с тонкостями арабской грамматики. Но, с другой стороны, исламская религия, начиная с первых веков своего существования, допускала плюрализм, наличие различных мнений и оценок по одним и тем же проблемам. Тем не менее, мусульманские улемы всегда считали раскол в доктринальных вопросах религии (акиде) нежелательными, так как это могло привести к развитию различных форм сектантства и нововведений (бид’а), которые подрывали изнутри единство мусульманского общества. А подрыв единства в религии является запретным деянием харам: «Дepжитecь зa вepвь Aллaxa вce, и нe paздeляйтecь... И нe бyдьтe тaкoвы, кaк тe, кoтopыe paздeлилиcь и cтaли paзнoглacить, пocлe тoгo кaк пpишли к ним яcныe знaмeния; для этиx - вeликoe нaкaзaниe» (Коран, 3: 103, 105). В целом же, согласно единогласному мнению всех улемов, та секта, которое ставит под сомнение какие-либо положения религии, непосредственно вытекающие из ясных и однозначных смыслов Божественного откровения (нассов), считается вышедшей из Ислама. Тем не менее, различные доктринальные школы в Исламе все же появились. Однако в правовых вопросах (фикх) различные мнения, методы и заключения, в целом допускаются, если они являются обоснованными. Это зафиксировано в хадисе пророка Мухаммада, который, назначая Муаза ибн Джабаля судьей в Йемен, спросил у него о том, каким образом он будет выносить решения. Муаз ответил, что он сделает это на основании Корана и Сунны посланника. Когда же пророк спросил у него, что он сделает, если не найдет буквального решения проблемы в этих источниках, Муаз ответил, что он сделает иджтихад - то есть, вынесет решение на основании своего анализа Божественного Откровения. Пророк одобрил этот ответ. Этот хадис приводится в сборниках хадисов Ахмада, Тирмизи, Абу Давуда. Однако иджтихад запрещен в тех вопросах, относительно которых имеются буквальные предписания (нассы) из исламских первоисточников. Также иджтихад не может противоречить общему духу Ислама. После смерти пророка Мухаммада и периода правления первых халифов различные заключения по правовым проблемам выводили различные улемы. Были даже сформированы две правовые школы: одна в Ираке (См. Асхаб ар-Ра'й), а другая в Медине (См. Асхаб аль-Хадис), которые применяли свои методы. В лоне всех этих школ выдающиеся ученые и правоведы исламского мира исследовали различные проблемы доктринального и правового характера. Их теоретические работы легли в основу исламской науки, которая стала систематизироваться и еще больше развиваться. Различные подходы и различия в исследованиях ученых привели к образованию новых школ, хотя их основатели и не заявляли о том, что основали мазхабы. Таким образом, наличие в Исламе различных правовых школ не противоречит основам религии и является допустимым. В целом же все мазхабы Ислама можно подразделить на три категории:
1. Политические. К ним относятся партии насибитов, шиитов и хариджитов.
2. Доктринальные. Существует три суннитских доктринальных мазхаба. Это матуридитская, ашаритская и салафитская школы. К остальным мусульманским школам относятся школы мутазилитов, имамитов, иснаашаритов, зейдитов, хариджитов, кадаритов, джабритов. Некоторые доктринальные школы считаются вышедшими из Ислама. Это школы низаритов, друзов, бабидов, бахаитов, кадианитов.
3. Правовые. Все правовые школы в исламе имеют своими источниками положения Корана и Сунны. Известны следующие крупные правовые школы: ханафитов, маликитов, шафиитов, ханбалитов, джафаритов, зейдитов и захиритов. Из них первые четыре являются суннитскими. Существовали также несохранившиеся на сегодняшний день мазхабы Абдуллы ибн Шубрумы (ум. в 144 г.х.), Абд ар-Рахмана аль-Авзаи (ум. в 157 г.х.), Суфьяна ас-Саври (ум. в 161 г.х.), Мухаммада ибн Абд ар-Рахмана ибн Абу Лайлы (ум. в 148 г.х.), Исхака ибн Рабии (ум. в 238 г.х.), Абу Джафара Мухаммада ибн Джарира ат-Табари (ум. в 310 г.х.), Лейса ибн Сада (ум. в 175 г.х.), Музани (ум. в 264 г.х.), Абу Савра Ибрахима ибн Халида Мухаммада ибн Исхака ибн Хузаймы (ум. в 311 г.х.)
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
Синонимы:
    путь, учение


Просмотров: 1247
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Ислам. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ИСЛАМЕ”
  • Братья христианских школ
  • Дихья ибн Халифа
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ
  • Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии
  • Новые Религии
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • Психоз после травмы головы
  • Пять Столпов Ислама
  • РАЗЛИЧНЫЕ МЕСТА
  • САНКЦИИ ПРАВОВЫЕ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • Состояние после сотрясения головного мозга
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ.
  • Школы без неудачников (schools without failure)
  • Школы пророков
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • день первых плодов
  • кем были древние бритты?
  • проблемы мира и войны
  • школы раннего буддизма



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь