Ибн Теймия


Ибн Теймия (661/1263-728/1328)
выдающийся мусульманский мыслитель и правовед. Полное имя - Шейх уль-ислам Абу'ль-Аббас Таки ад-Дин Ахмад ибн Абдулхалим ибн Мадждиддин ибн Абдуссалам ибн Теймия. Заложил теоретические основы салафизма. Подробнее о его мировоззрении - см. Салафизм. Ибн Теймия родился в Харране (северая Сирия) в 661/1263 году. В связи с угрозой монгольского завоевания Харрана, его семья переехала в Дамаск (Шам),. Его отцом был Аш-Шейх Шихабаддин Абдулхалим, которого называли аль-Харрани. Он был большим знатоком таких исламских дисциплин, как право, толкование Корана и хадисоведение. В Дамаске он начал преподавать в знаменитой мечети Омейядов. Одновременно с этим, он возглавил медресе Суккария, где его сын, молодой Ибн Теймия, получил свое образование. Семья Ибн Теймии всячески поощряла его научную деятельность. С ранних лет он выучил Коран наизусть. Затем, у своего отца он изучал хадисы и право. Он был очень способным учеником, обладал великолепной памятью и стремлением к изучению различных дисциплин. Он не ограничивался только религиозными науками и изучал математику, логику, философию. Большое влияние на формирование мировоззрения Ибн Теймии оказало то обстоятельство, что он находился в Дамаске, где собрались многие известные ученые того времени, которые бежали от монгольского нашествия и нашли спасение в этом городе. Таким образом, Дамаск стал большим культурным центром мусульманского мира. Здесь развивались различные мировоззренческие школы, проводилась полемика между ними. Господствующей идеологией в то время был ашаризм, который поддерживался вначале Аййубидами, а затем тюркскими правителями. Но методы ашаризма в некоторых случаях не отвечали требованиям, которые были приняты доктриной ханбалитского мазхаба, Дело в том, что Ашари использовал в своей доктрине философские и логические доводы. Ибн Теймия также был представителем ханбалитского мазхаба, и в дальнейшем также подверг критике положения ашаритского учения. Отец Ибн Теймии умер в 682/1284 году и он занял его место в медресе. В последующие годы он вступал в полемику с представителями различных сект и течений в Исламе и подвергал ожесточенной критике положения их учений. Основным объектом его критики стали различные суфийские секты, которых он обвинял в том, что они привнесли в Ислам нововведения (бид’а), не присущие начальному периоду истории исламской религии. Египетский султан ан-Насир знал и поддерживал Ибн Теймию. Однако затем власть ан-Насира стала ослабевать и противники Ибн Теймии стали подвергать его ожесточенным нападкам. После этого, в 705/1309 году, Ибн Теймия переехал в Египет. Там он еще более развил свое учение. Спустя некоторое время ему довелось участвовать в одном собрании, где присутствовали высокопоставленные люди. Он хотел выступить перед ними, но, зная силу его аргументации и большие познания, его противники не дали ему возможности говорить и сразу же перешли к обвинениям в его адрес. Маликитский кади Зайн ад-Дин ибн Махлуф приговорил Ибн Теймию к тюремному заключению. Этот кади и раньше выносил необъективные и поспешные приговоры в отношении других лиц. Ибн Теймия пытался опротестовать это решение, так как кади действительно не имел для этого никаких оснований. Но он ничего не добился и в 705/1309 году был брошен в темницу, где подвергался пыткам и унижениям. В это же время в Египте начались преследования ханбалитов. В 707/1311 году Ибн Теймия был освобожден и продолжил преподавательскую деятельность. Постепенно он обрел большую популярность. Причем, он наладил хорошие отношения с кадиями и вообще всеми суннитами из других мазхабов. Но, в этом же году, он снова подвергся преследованиям властей, которые были устроены суфиями, которые в то время усилились в Египте. Некоторые из них были носителями идей, которые вступали в противоречие с положениями ортодоксального Ислама. Ибн Теймия вступил в борьбу с ними. После многочисленных диспутов этот конфликт дошел до властей, которые предложили ему либо уехать в Александрию, либо в Дамаск. Но, в этом случае, ему запретили бы защищать свои убеждения. Это было невозможным для такого человека как Ибн Теймия. Он отказался уезжать и предпочел ссылке арест. Однако его ученики отговорили его от этого шага и уговорили уехать в Дамаск. В 707/1311 году, Ибн Теймия выехал в путь. Однако в этот момент власти поменяли решение и снова арестовали его. На суде многие суннитские кадии выступили в его защиту, подтвердили его невиновность и приверженность ортодоксальным воззрениям. Но, тем не менее, Ибн Теймия провел некоторое время в темнице. Правда, ему создали там хорошие условия. Там его навещали ученики. В темнице Ибн Теймия пробыл недолго и, в скором времени, он был освобожден. После освобождения, он снова продолжил преподавательскую деятельность в медресе Салихия, где на его лекции приходило много народа. Положение Ибн Теймии осложнилось после прихода к власти в Египте мамлюкского султана аль-Малика аль-Музаффара, который придерживался суфийских воззрений. Он решил выслать его из Каира в Александрию. Там у Ибн Теймии не было сторонников и его можно было легко нейтрализовать. Ссылка продолжалась 7 месяцев, вплоть до повторного пришествия к власти султана Насир ад-Дина. В течение этого периода, Ибн Теймия обрел большую популярность в этом городе и вступил в ожесточенную борьбу с здешними суфиями, которых он обвинял в нововведениях, и отходе от традиции пророка и ранних сподвижников. В 709/1313 году султан Насир ад-Дин снова пригласил Ибн Теймию в Каир, где он продолжил свою научную деятельность. Султан очень уважал его, и даже попросил Ибн Теймию дать фетву для того, чтобы он наказал его гонителей. Но Ибн Теймия проявил свое благородство и объявил султану, что он прощает их всех, даже кади Ибн Махлуфа, из-за которого он провел долгое время в темнице. Противники Ибн Теймии испугались открыто выступать против него, так как его поддерживал сам султан. Поэтому, они решили настроить против него народ. Было организовано даже несколько нападений на него. Но эти попытки потерпели неудачу, так как Ибн Теймия обладал такими глубочайшими познаниями, что ему не представляло труда последовательно и очень убедительно отстаивать свои убеждения. Это позволило ему обрести еще большую популярность. В 712/1316 году султан Насир ад-Дин собрал большую армию и выступил против монголов в направлении Сирии. Ибн Теймия принял решение участвовать в этом походе. В 713/1317 году армия подошла к позициям монголов, однако те не решились вступить в сражение, и отошли. Приехав в Дамаск, Ибн Теймия остался там. Здесь он продолжал свою преподавательскую деятельность, занимался исследованиями в области мусульманского права и издавал фетвы. Эти фетвы могли совпадать с предписаниями четырех суннитских мазхабов, а могли и отличаться от них. Ибн Теймия, которого за свои глубочайшие познания именовали шейх уль-исламом, был в достаточной степени компетентен, чтобы проводить собственный иджтихад. В любом случае, его убеждения и правовые методы соответствовали Корану, Сунне, высказываниям сподвижников пророка и табиунов. В своих работах Ибн Теймия опирался как на нассы - явные и недвусмысленные смыслы Откровения, так и на кыяс. Он также признавал традицию Ахль аль-Бейта (членов семьи пророка), но, вместе с этим, подвергал ожесточенной критике воззрения шиитов. Ибн Теймия был также противником так называемого «мазхабного» фанатизма, когда каждая группировка мусульман замыкается на учении лишь одного мазхаба, и отвергает положение других школ. Будучи прогрессивным человеком, он видел в этом причину отсталости мусульманского общества. Он призывал мусульман к более широкому подходу к проблемам религии и отказу от религиозного фанатизма. Против этих методов Ибн Теймии выступили правоведы четырех суннитских мазхабов, которые были недовольны тем, что он издавал фетвы не так, как это предусматривалось в официальных школах. Они вынудили султана запретить ему выдавать фетвы. Однако Ибн Теймия отказался соблюдать этот запрет. Тогда они добились суда над ним, на котором они только односторонне обвиняли его, не позволяя ему высказаться в свою защиту, так как знали, что обладая глубокими познаниями, он сумеет доказать свою правоту. Ему было снова предложено прекратить выдачу фетв. Но шейх уль-ислам Ибн Теймия снова отказался это делать. Тогда он был арестован и, на протяжении полугода, с 720/1323 по 721/1324 год пребывал в заключении. После освобождения, шейх уль-ислам Ибн Теймия снова продолжил свою деятельность в полном объеме и издавал фетвы. И вообще его деятельность после 712/1316 года была очень плодотворной. В этот период он написал большое количество теоретических работ в области вероубеждений, права, политики, критики воззрений суфиев и шиитов. В 726/1328 году шейх уль-ислам Ибн Теймия снова был подвергнут преследованиям и брошен в темницу. Гонениям подверглись многие из его друзей и учеников. В темницу был брошен и один из самых известных его учеников Шамс ад-Дин ибн Каййим аль-Джаузия. Многие известные деятели ханафитского, шафиитского и маликитского мазхабов выступили в его защиту. Но противники ученого отказались отпускать его на свободу. Они даже конфисковали у него ручку, чернила и бумагу, чтобы он не смог писать свои сочинения в темнице. Так они до последнего дня боялись таланта этого свободомыслящего и прогрессивного человека. Наконец, в 728/1328 году ученый, мыслитель и правовед, шейх уль-ислам Ибн Теймия скончался в тюрьме. На его похороны пришли многие тысячи людей. Ибн Теймия был автором большого количества книг и научных работ по толкованию Корана, политике, вероучительным и правовым аспектам религии. Известны также его сочинения философского характера.
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
Просмотров: 2334
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Ислам. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • Ведущая Деятельность
  • Вначале было солнце
  • Вначале было яйцо
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Дар аль-Ислам
  • Деятельность
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ИСЛАМ
  • ИСЛАМ
  • Ислам
  • Ислам
  • Психоз после травмы головы
  • Речевая деятельность
  • Состояние после сотрясения головного мозга
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Фетвы
  • Черный Ислам
  • Шейх
  • Шейх Садук
  • деятельность
  • деятельность
  • деятельность предметная
  • деятельность психическая
  • деятельность сна
  • деятельность творческая
  • после этого значит по причине этого
  • стать буддой в этом теле



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь