|
ИСЛАМИСЛАМ [араб., букв.— предание себя (богу), покорность], мусульманство, одна из трёх мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возникла в Хиджазе (внач. 7 в.) среди араб. племён Зап. Аравии, в условиях разложения патриархально-родового строя и начала формирования классового общества. Быстро распространилась в ходе воен. экспансии арабов от Ганга на Востоке до юж. границ Галлии на Западе. Совр. И. распространён в основном в странах Азии и Африки, играя существ. роль в их политич. и социо-культурной жизни. Число приверженцев И., по разным данным, от 450 до 800 млн. чел. Большинство мусульман (90%) — сунниты, представляющие ортодоксальное направление в И., 10% составляют шииты. Основатель ислама — Мухаммед (570 ?— 632) из рода хашимитов мекканского племени курейш. До Мухаммеда арабам были уже известны монотеистич. религии — иудаизм и христианство монофизитского и несторианского толков; в качестве самостоят. формы монотеизма в Аравии оформляется ханифизм. Под непосредств. влиянием этих религий в 610—614 началась религ. проповедь Мухаммеда. После переселения в 622 с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (т.н. хиджра, которая позже стала точкой отсчёта для мусульм. летосчисления, ведущегося но лунному календарю), Мухаммед выступает уже не только как проповедник, но и как воинственный теократич. правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни. Вообще в Мухаммеде вполне «земные» черты преуспевающего вождя и практич. законодателя уживаются с религ. экстазом, и этому соответствует внутр. склад И., не знающего (по крайней мере, за исключением суфизма) стремления преодолеть или преобразить человеч. природу, но направленного на упорядочение и освящение житейских данностей. Осн. источник мусульм. вероучения — Коран, понимаемый как предвечное, несотворённое «слово божие», откровение, которое бог, говорящий в Коране от первого лица, как бы продиктовал слово в слово пророку Мухаммеду, выступающему лишь в качестве пассивного передатчика (в отличие от христианства И. не делает различия между понятиями «богодухновенности» и «откровения»). Др. источник мусульм. вероучения — «сунна» (иногда переводится как «традиция»), точнее — «сунна ан-наби» (образ жизни и деяния пророка). Сунна состоит из собрания текстов — «хадисов», содержащих приписываемые Мухаммеду высказывания, каждый из которых делится на две части: «матн» — собственно текст и «иснад» — перечень передатчиков данного текста, крые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность. Один из наиболее важных принципов И.— строгий монотеизм, получающий в И. абс. и безусловный характер. Мухаммед в Коране призван восстановить в перво-нач. чистоте веру в единого бога, частично забытую и искажённую иудеями и христианами; Утверждение единства и единственности бога, призывы не придавать ему никого в «сотоварищи» часто повторяются в Коране. Направлены они прежде всего против старых полатеистич. верований аравийских арабов, но также и против христ. догматов — «Троицы», «боговоплоще-ния» и «воскресения». В то же время в И. много заимствованного из христианства и иудаизма, наряду с которыми он может быть определен как авраамитич. религия: исповедуя «единого, сущего и живого бога», И. возводит свои истоки к Аврааму. Важнейшие понятия мусульм. религии — «ислам», «дин», «иман». Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Таков смысл и традиц. понятия «дар аль-ислам» (мир И.), противопоставленного «дар аль-харб» (территория воины, которая теоретически подлежит превращению в «дар аль-И.» посредством «джихада»— священной войны). Классич. И. в принципе не проводит нац. различий, признавая три статуса существования человека: в качестве «правоверного», в качестве «покровительствуемого» («ахл аль-зимма» — иудеи и христиане вмусульм. мире, они же «ахл аль-ки-таб», т. е. люди Книги, держатели Писания) и в качестве многобожника, который должен быть или обращён в мусульманство, или истреблён. Каждая вероисповедная группа в «дар аль-И.» объединялась в отд. общину (умму). Умма — это этнич., языковая или религ. общность людей, которая становится объектом божеств. плана спасения (каждой умме посылается свой пророк); в то же время улша — это и форма социальной организации людей, образующая, т. о., своеобразное религ.-политич. тело. Мусульм. община («алъ-умма аль-исламииа») теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо от их этнич. и культурной принадлежности. Прототипом её всегда служила мединская община пророка («умма аннаби'»), которая до сих пор остаётся для мн. мусульман идеалом социально-политич. организации людей, сплочённых единой верой. Государственность в раннем И. мыслилась как своего рода эгалитарная светская теократия, в рамках которой авторитетом в законодат. области («амр») обладает только Коран; авторитетом в сфере права («фикх») — каждый верущий, который знает и умеет толковать предписания Корана; исполнит. власть («хукм»), одновременно гражданская и религиозная, принадлежит одному богу и может осуществляться только через халифа (султана) — предводителя мусульм. общины, её религ., адм. и воен. главы, под водительством которого община даёт клятву послушания богу («бай'а»). В И. нет церкви как института, нет в строгом смысле слова и духовенства, поскольку И. не признаёт к.-л. посредника между богом и человеком: богослужение в принципе может совершать любой член уммы. Т. о., принадлежность умме — основа самосознания мусульманина: в ней и через неё он осознаёт себя верующим («му'мин») и предавшимся богу («муслим»). «Дин» — божеств. установление, ведущее людей к спасению,— имеет в виду прежде всего обязанности, которые бог предписал человеку (своего рода «закон божий»). Мусульм. теологи включают в «дин» три осн. элемента: «пять столпов И.», веру («иман») и благие дела («ихсан»). «Пять столпов И.» составляют: 1) исповедание единобожия («таухид») и пророч. миссии Мухаммеда; 2) ежедневная пятикратная молитва («салат»); 3) пост («саум») раз в году в месяц рамадан; 4) добровольная очистит. милостыня («закат»); 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку («хадж»). «Иман» (вера) понимается в первую очередь как «свидетельство» об объекте своей веры. В Коране прежде всего свидетельствует о себе бог; ответ верующего — это как бы возвращённое свидетельство. Простое произнесение в присутствии хотя бы двух мусульман формулы «Нет божества, кроме бога, и Мухаммед—посланник божий», введённое словом «свидетельствую», делает иноверца мусульманином. В И, выделяются четыре осн. предмета веры: 1) в единого бога; 2) в его посланников и писания; Коран называет пять пророков-посланников («расул»): Ноя, с которым бог возобновил «союз»; Авраама — первого «мумина» (верующего в единого бога); Моисея, которому бог дал Тору для «сынов израилевых»; Иисуса, через которого бог сообщил христианам Евангелие; наконец, Мухаммеда — «печать пророков», завершившего цепь пророчества; 3) в ангелов; 4) в воскресение после смерти и судный день. В целом «дин» — это часть более общего понятия «ислам», который представляет собой нерасторжимое единство веры, религии, гос.-правовых установлений и опре-дел. форм культуры. Дифференциация мирской и духовной сфер крайне аморфна в И.; в принципе ему чуждо характерное для христианства различение понятий «божьего» и «кесарева», что проявляется как у ср.-век. теологов, так и у мусульм. реформаторов 1-й пол. 20 в. (напр., у Рашида Риды, считавшего, что «И. есть в равной степени духовное начало и социально-поли-тич. идеал») и в известном девизе совр. «братьев-мусульман»: «И. есть религия и государство». И. наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в Мединском государстве зарождаются три осн. исламские дисциплины: 1) наука о чтении («кира'ат») и толкование («таф-сир») Корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение («фикх»), в рамках которого в суннизме складываются четыре офиц. юридич. толка («мазхаба»): маликитский, ханифитский, шафиитский и ханбалитский. Из коранич. предписаний и запретов образовался канонич. закон — шариат, который остаётся одним из источников законодательства мн. мусульм. стран. Из «тафсира», отчасти в силу контактов и полемики с христианством (первые теологич. споры в И. — о свободе воли и предопределении, несотворённости «слова божьего», божеств. атрибутах и трансцендентности бога — возникли под несомненным влиянием ближневост. христ. мысли), развивается мусульм. богословие («калам»), внутри которого складываются различные школы. Восприятие антич. филос. наследия (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало развитию рационалистич. тенденций в мусульманской теологии (мутазилиты, Ашари), в дальнейшем (9—12 вв.) — возникновению и расцвету араб. философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд). В то же время появляется мистич. направление — суфизм, первоначально противостоявший как ортодокс. теологии, так и вост. аристотелизму, и в 11 — 12 вв. синтезированный аль-Газали с ортодокс. догматикой ашаритов. Как своего рода прикладные науки развиваются грамматика, астрономия, математика. Развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов И. с др. вост. культурами: сирийской, которая дала также И. переводы греч. филос. наследия; византийской, у которой И. заимствовал мн. элементы гос.-адм. культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на развитие литературы и естеств. знаний. В целом в истории исламской культуры выделяют три осн. периода: арабский, персидский и тюркский. После битвы при Сиффине в 657 между сторонниками 4-го «праведного халифа» Али (зятя Мухаммеда) и омейяда Муавии И. распался на три осн. направления, в связи с решением вопроса о верх. власти в И.: большинство, впоследствии получившее назв. «ахл ас-сунна» (букв. «люди традиции», сунниты), считало, что халиф должен быть выходцем из племени курейш; шииты (от «ши'ат Али» — партия Али) утверждали, что верх. власть может принадлежать только прямым потомкам Али; хариджиты считали, что главой уммы может быть избран любой её член. После ряда воен. поражений хариджиты сосредоточились на разработке гос.-правовых, этич. и догматич. идей, создав значит. теология, литературу с сильными рационалистич. тенденциями. Центр. догмой шиитов стал культ имама — авторитетного учителя (из «дома Али»), безгрешного, непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием; имамом его делает не человеч. произволение, а внутр. характер его природы — присутствие в его существе предвечной божеств.-световой субстанции. Без имама и его руководства невозможно спасение верующих: «Тот, кто умирает, не зная истинного имама своего времени, умирает смертью безбожника». Авторитет имамов шииты противопоставляют «согласному мнению религ. авторитетов» (иджма') суннитов, эзотерич. смысл «откровения» (батин), доступный только «посвящённым»,— экзотерическому (захир). Своей кульминации шиитское вероучение достигает в учении о «скрытом имаме»: последний из «видимых имамов» (разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов — 7-й, у имамитов — 12-й) не умер, а перешёл в состояние «гайба», т. е. по воле бога был изъят и сокрыт от людей, продолжая в этом скрытом состоянии управлять жизнью верующих, в «конце мира» он явится в роли своего рода мессии (махди) и наполнит мир правдой и справедливостью. Т. о., миросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и имеет ярко выраженный нрофетич. характер; в целом — это своеобразная попытка ввести в И. персонифицированного посредника между богом и человеком [тенденция, особенно характерная для крайних исмаилитских сект, обожествлявших Али и его потомков и развивших чуждые ортодоксальному исламу идеи «инкарнации» (хулул) и метемпсихозы (танасух)].Вероучение и догматика крайних шиитов (алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов) носят синкретич. характер, содержат пережитки древних астральных культов, элементы индуизма, зороастризма, вост. христианства и манихейства. Своеобразное развитие идеи исмаилитов получили в новое время у шейхи, бабитов и бехаитов — шиитских течений, возникших в 19 в. в Персии. Основатели двух последних — Сейид Али Мухаммед (Баб) и Мирза Ху-сейн Али (Бехаулла), верные махдистским традициям шиизма, в то же время попытались выступить в качестве основоположников нового вероучения, призванного сплотить человечество. В лоне ортодоксального И. в сер. 18 в. возникает религ.-политич. движение ваххабитов (по имени основателя — Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба), отвергавших «новшества», которые появились в И. в процессе его историч. развития и контактов с др. религ. системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество и т. д.). Вах-хабизм оказал определ. влияние на араб. мусульм. реформаторство 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. (аль-Афгани, М. Абдо, Р. Рида); «реформация» мыслилась как очищение И. от истррич. искажений и наслоений через возврат к мединскому прообразу. В 19—20 вв., во многом как реакция на социально-политич. и культурное влияние Запада, возникают религ.-политич. идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм, реформаторство и т. п.). Однако модернистские интерпретации И. встречали, как правило, жёсткое сопротивление со стороны проф. теологов. В период подъёма нац.-осво-бодит. движения во мн. странах Азии и Африки традиц. исламские ценности и идеи своеобразно усваивались и интерпретировались идеологами национализма. В совр. условиях И. играет существенную роль как в идеологии, так и в политике и социальной жизни этих стран (в большинстве из них И. — гос. религия, а шариат — осн. источник законодательства). Будучи действенной политич. силой, И., однако, далеко неоднозначен по своему социальному содержанию и историч. роли, что связано с различными социально-классовыми позициями и целями его приверженцев. Гольдциэр И., И., СПБ, 1911; его ж е, Лекции об И., М., 1912; его же, Культ святых в И., М.— Л., 1938; Б a p т о л ь д В. В., И., П., 1918; Происхождение И. Хрестоматия, сост. Е. Беляев, ч. 1, М., 1931; Беляев ?. ?., Мусульм. сектантство, М., 1957; его же, Арабы, И. и араб. халифат в раннее средневековье, М., 19662; M а с с э А., И., пер. с франц.. M., 19631; Б а р т о л ь д В. В., Работы по истории И. и араб. халифата, М., 1Я66 (Соч., т. 6); Г p и г о p я н С. Н., Ср.-век. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966; ? е т-р у ш е в с к и и И. П., И. в Иране в 7—15 вв., [Л.], 1966; ан-Наубахти.ал-Хасан ибн Муса, Шиитские секты, пер. с араб., М.,1973;Додихудоев Х.Д., Очерки философии исмаилизма, Душанбе, 1976; Роузентал Ф., Торжество знания. (Концепция знания вср.-век. П.), М., 1978; С а и д-б а е в Т. С., И. н общество, М., П»78; Грюнебаум Г. Э. фон, Осн. черты арабомусульманской культуры, пер. с англ., М., 1981; Gardet L.,Anawati M. M., Introduction a la theologie musulmane, P., 1948; Abdel-Jalil J. M., Aspects interieurs de l'Islam, P., 1949; G ihb H. A. R., The modern trends in Islam, Chi.. 1950; его же, Mohammedanism; an historical survey, L., 19752; Guillaume A., Islam, Har-mondsworth, 1954; Grunebaum G. E. v., Islam, L., 1955; Smith W. C., Islam in modern history, Princeton, 1957; Watt W. M., Islamic philosophy and theology, Edin., 1962; G o r b i n H., Histoire de la Philosophie islamique, t. l, P., 1964; W e n s i n k A. J., The Muslim creed, its genesis and historical development, L., 1965; Rahman Fazlur, Islam, L., [1967]; Gardet L., Islam. Religion et communauti, P., 1967; его ж е, La cite musulmane. Vie sociale et politique, P., 1976'; его ж e, Les hommes d'lslam, P., 1977; G o i t e i n S. D., Studies in Islamic history and institutions, Leiden, 1968; M a s s i-gnon L., Opera minora, t. 1—3, Beirut, 1969; The Cambridge history of Islam, v. 1—2, Camb., 1970; FakhryM., A history of Islamic philosophy, N. Y,— L., 1970; The Islamic civilization. 950—1150, Oxf., 1973; см. также лит. к ст. Религия. А. В. Журавский. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ИСЛАМ (араб., букв. – предание себя Богу) мусульманство – одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом, возникшая в нач. 7 в. и распространенная гл. о. в странах Азии и Африки. Основателем ислама считается житель Мекки, «посланец Аллаха» Мухаммед, а основы вероучения изложены в священной книге – Коране. Главным постулатом ислама является учение о едином Боге – Аллахе, создателе неба и земли, предопределяющем все события в окружающем мире и участь каждого человека. Верующие обязаны совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, совершать паломничество к мусульм. святыням. В исламе существуют два осн. направления – суннизм, представляющий ортодоксальную ветвь (90% верующих), и шиизм, отличающийся толкованием ряда мусульм. догматов (ок. 10% верующих). В исламе сложились определенные традиции, освящающие, напр., узы родства, святость гостеприимства, помощь путникам и нищим, возведенная в ранг долга, почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и употребления вина, осуждение лживости. Зафиксированные в Коране нормы обнаруживают немалое сходство с текстами иудейской и христ. религий. Философский энциклопедический словарь. 2010. ИСЛАМ (арабск., букв. – покорность), или мусульманство, – одна из наиболее распространенных религий, возникшая в нач. 7 в. в Аравии. Исповедуется в странах Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Вост. Азии; мусульмане составляют религ меньшинство в Индии, КНР и балканских странах; в СССР проживают гл. обр. в Ср. Азии, Казахстане, Азербайджане, Дагестане, Татарии и Башкирии. В наст. время последователей И. во всем мире насчитывается ок. 365 млн. чел. И. возник в Аравии в период перехода арабов на стадию классового общества и образования Араб. гос-ва. В Коране, гл. памятнике начального И., безусловное единобожие является осн. догматом, что отражало объединение араб. племен под единой гос. властью; богопочитание выражается в молитве, посте, паломничестве. В ранних мекканских сурах (главах) Корана преобладают эсхатология и представление о загробном воздаянии, в мединских сурах особое внимание обращено на охрану частной собственности, на регламентацию и защиту интересов собственников. Космогонич. и биологич. представления Корана крайне примитивны. В обширном феод. халифате И., ставший господств. идеологией, отражал развитие социальных противоречий и классовой борьбы. В дополнение к Корану создалась сунна (мусульм. священное предание), состоявшая из массы хадисов, т.е. рассказов о поступках и суждениях, приписываемых пророку Мухаммеду. В сунне отразились противоречивые обществ. отношения и социальная борьба в халифате, а также влияние на И. др. религий и антично-эллинистич. филос. систем. Социальная и политич. борьба, выражавшаяся в различных сектантских движениях и учениях, враждебных ортодоксальному И., вызвала создание мусульм. богословия – калама. Вопросы о сущности аллаха и его атрибутах, об относит. значении веры и дел, о предопределении и свободной воле, о происхождении Корана как слова божия стали темами ожесточ. дискуссий, иногда сопровождавшихся вооруж. столкновениями. Название "первые богословы" в И. утвердилось за мутазилитами, к-рые, будучи знакомы с нек-рыми произведениями антич. философии, применяли в борьбе с косными ортодоксами элементы др.-греч. диалектики. С конца 8 в. они развивали учение о благом и справедливом боге, о наличии свободной воли у человека и о сотворенности Корана, к-рый ортодоксы считали предвечно существующим, несотворенным. Во 2-й пол. 9 в. восторжествовали представители ортодоксальной реакции в борьбе с верхушечным движением мутазилитов, не имевших успеха в угнетенных массах. Но в целях борьбы с оппозиц. сектантскими учениями ортодоксы должны были воспринять мутазилитские методы, благодаря чему оказалось возможным разработать ортодоксальное богословие – калам. Его основоположником был Ашари, видный мутазилит, перешедший в лагерь ортодоксов. Предопределение и несотворенность Корана приобрели значение догматов в каламе, сохранились антропоморфич. представления об аллахе. Ортодоксальные мусульм. богословы – мутакаллимы породили весьма обширную схоластич. лит-ру. Разработка осн. положений ашаритского калама получила свое завершение в сочинениях Бакыллани (ум. 1013). Ашаритам приходилось вести продолжит. борьбу не только с мутазилитами и сектантскими идеологами, но и с крайними реакц. ортодоксами, не одобрявшими склонности ашаритов к компромиссу. Так, ашариты восприняли от мутазилитов атомистич. систему, являвшуюся искажением философии Демокрита и Эпикура. По представлению мутакаллимов, имеются не только атомы пространства, но и атомы времени. Неисчислимое множество атомов служит основой всех явлений во Вселенной. Но атомы отнюдь не материальны, т.к. не имеют массы, не обладают протяженностью ни в пространстве, ни во времени; каждый атом отделен от др. атомов абсолютной пустотой. Движение атомов, их сочетания и изменения в них происходят, только в результате воздействия на них активной воли аллаха. Аллах представляется не только в виде демиурга, творца Вселенной, создавшего ее из ничего словом "будь". Он находится в состоянии непрерывной творч. деятельности, создает одни атомы и уничтожает другие. Поэтому, напр., рост и развитие живых организмов, как и растений, объясняется тем, что бог все время создает новые атомы, а испарение и выветривание – тем, что он уничтожает отд. частицы воды и минералов. Мутакаллимы не признавали наличия постоянных свойств и качеств, присущих вещам, отрицали связь между причиной и следствием, а следовательно, и всякую закономерность явлений. Они допускали только возможность обыкновения, или привычки, вложенной богом в природу. В силу этой привычки, регулярно происходят разливы Нила и др. рек, в определ. сезоны дуют муссоны. Но бог в любое время может нарушить такую привычку, совершив чудо. Не только закономерность, но и вечность мира отрицалась, т.к., по Корану, он был создан во времени и погибнет в результате светопреставления, после дня Страшного суда. В каламе не допускаются ни рассуждения, ни суждения по аналогии. Осн. правило: не задавать вопросов и не делать сравнений. Предписывается слепо подчиняться признанным авторитетам. Из калама выделилась как его осн. отрасль таухид – учение о единстве божьем, схоластич. обоснование первого, важнейшего догмата И. Значит. развития достигла экзегетика – толкование Корана. Наиболее крупными и известными его толкователями были Табари (839–923), Замахшари (1074–1143) и Бейдави (ум. ок. 1282). К 10 в. была завершена кодификация сунны: хадисы, к-рые ортодоксы признавали подлинными, были сведены в "шесть книг". Из них наиболее авторитетным сборником хадисов считается "Ас-Сахих", составленный Бухари (ум. 870). На основании интерпретации Корана и сунны, с применением кыяса (суждение по аналогии) и признанием иджма (согласное мнение религ. авторитетов) разрабатывалось мусульм. правоведение – фикх и проводилась кодификация мусульм. права – шариата. Разум как одна из основ фикха применялся весьма ограниченно. После оформления четырех мазхабов, т.е. школ или направлений мусульм. права, считающихся одинаково правоверными, "двери иджтихада (т.е. самостоятельных изысканий) были закрыты". В шариате религ. обрядность разработана до мельчайших подробностей, предусмотрены все возможные обстоятельства. Напр., зафиксировано более 300 правил совершения молитвы. Шариат, в к-ром все нормы гос., уголовного, семейного и пр. права освящены религией, служил средством угнетения масс в феод. гос-ве. Схоластич. каламу выдающиеся представители прогрессивной мысли в халифате противопоставляли свои научно-филос. труды, основанные на разуме и исследовании. Так, "философ арабов" аль-Кинди (800–879) показывал несостоятельность калама и допускал возможность критики отд. положений Корана. Поэт-мыслитель Абу-ль-Ала аль-Маарри (973–1057) подвергал сокрушающей критике догматы и обряды И. Идеологи массовых сектантских движений (особенно карматы) отвергали вероучение ортодокс. И., идеологии господств. класса феодалов, не соблюдали обряды и не признавали норм шариата. Борьбу против ортодоксального, правоверного направления И., именуемого обычно суннизмом, вели не только сектанты, но и приверженцы др. осн. направления – шиизма. Шиизм возник во 2-й пол. 7 в. как оппозиция самодержавной власти халифов, представлявших интересы арабской родовой аристократии. Шииты, первоначально выражавшие интересы арабской родовой демократии, выступали сторонниками семьи Али, к-рого они признавали основателем своей династии 12 имамов. Последний из них считается "скрытым имамом", обитающим в недоступном убежище. Вера в этого имама связывается с его будущим пришествием к верующим, среди к-рых он установит пресловутое царство равенства и справедливости. Это учение о грядущем спасителе – махди, мусульм. мессии, должно было побуждать шиитов к отказу от борьбы за переустройство общества и к пассивному ожиданию создания царства божия на земле. Такая социальная направленность махдизма побудила суннитское духовенство включить это учение в систему ортодоксального И. Шииты признают Коран словом божьим, но подвергают его произвольному иносказат. толкованию, вместо сунны имеют свое священное предание; они развили культ мучеников, выполняют свои обряды и отмечают свои праздники в честь мучеников. Др. проявлением оппозиции к ортодокс. И. был начальный суфизм с его мистич. и аскетич. тенденциями. Суфии, появившиеся в 8 в., не отличались особенно тщательным и усердным выполнением обрядов и были склонны к аскетизму. Нек-рые из них, будучи чтецами Корана и проповедниками, осуждали произвол властей, чревоугодие и сластолюбие феодалов и духовенства. Этим они быстро приобрели популярность в угнетенных нар. массах. Усиление эксплуатации трудящихся, подвергавшихся закрепощению, в 9–10 вв. служило благоприятной почвой для развития мистицизма в суфизме. Его идеология восприняла элементы учения и практики вост. христианства, неоплатонизма и буддизма. Отвергая ортодокс. обрядность и не признавая авторитета ортодокс. духовенства, суфии, будучи пантеистами, стремились к непосредств. единению с божеством посредством различных приемов, доводивших их до невменяемости. Развитие мистич. учений и популярность суфиев в массах вызвали признание суфизма ортодокс. богословами. Один из столпов суннизма – Газали (1059–1111), непримиримый враг философии, ввел суфизм в систему ортодокс. И. Он определил три последоват. стадии, переживаемых суфием: очищение, озарение и единение с божеством. С 11 в. суфизм утратил былой оппозиц. характер. Суфии-дервиши превратились в паразитич. прослойку. С 12 в. создавались крупные братства дервишей, мусульманские монашеские ордена со своими уставами. С суфизмом связано развитие культа святых в И. В крупных феодальных государствах Востока И. как идеология господств. класса играл важную политич. роль, оправдывая захватнические войны тур. султанов в 15–17 вв., иран. шахов (напр., Надира в 18 в.), инд. Великих Моголов в 16–17 вв. Становление капиталистич. отношений в мусульм. странах вызвало существ. изменения в феод. идеологии И. Его приспособление к этим отношениям приняло форму мусульм. реформации в конце 19 и нач. 20 вв. Мусульм. реформаторы (напр., Мухаммед Абдо в Египте и Мухаммад Икбал в Индии) как идеологи вост. буржуазии освящали авторитетом Корана, подвергаемого соответствующему толкованию, заимствование достижений европ. науки и техники. В интересах капиталистич. произ-ва они допускали отмену устаревших норм шариата, напр. затворничества женщин, многоженства, изнуряющего поста, запрещения изображения живых существ в живописи и скульптуре. Они опирались на соч. Спенсера, Конта и нек-рых др. бурж. философов и социологов. Проникновение иностр. капитала на Восток явилось причиной антифеод. движений, как, напр., бабизма, выражавшего интересы иранской торговой буржуазии, а затем развившегося в идеологию борьбы нар. масс против феод. строя. Под пуританскими лозунгами "очищения ислама" вели борьбу против колониального порабощения в 19 в. махдисты в Судане, ваххабиты в Аравии и сенуситы в Ливии. В период империализма мусульм. высшее духовенство, связанное с классом феодалов, и вост. компрадорская буржуазия служили опорой колониального господства. Служение компрадоров империалистам получило яркое выражение в бехаизме с характерным для него космополитизмом и пацифизмом, благодаря чему это учение стало распространяться не только на Востоке, но и в Зап. Европе и США. Гораздо сложнее учение панисламизма, к-рый, по определению Ленина, пытался соединить освободит. движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т.п. (см. Соч., т. 31, с. 127). Основоположник панисламизма Джемаль-ад-дин аль-Афгани (1839–97) ложно изображал колониальное закабаление Востока как наступление христ. Запада на мусульм. мир в целях его уничтожения. Поэтому он предлагал гос. объединение всех мусульм. народов под властью халифа. Тур. султан Абдул-Хамид II использовал панисламизм как оправдание классового и нац. угнетения. После Октябрьской революции, в период развития нац.-освободит. движения, панисламисты оставались на стороне империалистов. В эпоху распада колониальной системы они выступали с проимпериалистич. концепцией об И. как "третьей силе", призванной бороться одновременно "как с коммунизмом, так и с империализмом". С этими представителями мусульм. реакции в лице шейхов ун-та аль-Азхар в Каире папа римский Пий XII предложил заключить наступат. союз против сил мира и демократии. Бурж. идеологи И. под влиянием борющихся масс принимают участие в антиимпериалистич. движении, освящают авторитетом религии такие события, как установление респ. строя в Египте, национализация Суэцкого канала, образование Объединенной Арабской Республики. Нац. буржуазия, господствующая в мусульм. странах, добившихся политич. независимости, использует И. как духовное орудие власти. Мусульманские руководящие круги (напр., шейхи ун-та аль-Азхар в Каире, улемы в Пакистане) враждебно относятся к коммунизму и в своей печати изображают марксизм-ленинизм в извращенном виде. Они выступают защитниками частной собственности, частной инициативы и конкуренции. Но мелкобурж. идеологи нередко пытаются подкрасить И. под цвет коммунизма, изображая возникновение этой религии как величайшую социальную революцию, а пророка Мухаммеда как крупнейшего социального реформатора и даже революционера. Вероучение и право И., по их мнению, обеспечивает экономич. и обществ. равенство всех мусульман, что противоречит общеизвестным фактам. После 2-й мировой войны политич. значение И. сильно возросло: его используют в интересах своей политики как нац. буржуазия и феодалы стран Востока, так и империалисты, стремящиеся сохранить и усилить свое влияние в этих странах. Совр. идеологи и пропагандисты И. применяют все доступные средства (печать, радио, кино, представит. учреждения, миссионерские орг-ции) для упрочения и расширения влияния на нар. массы, особенно на молодежь. Лит.: Маркс К., Объявление войны. – К истории возникновения восточного вопроса, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10; его же, [Письмо] Ф.Энгельсу, 2 июня 1853, Маркс К. и Энгельс Ф., Избранные письма, [М.], 1953; Массэ ?., Ислам. Очерк истории, пер. с франц., М., 1961; Мюллер ?., История ислама с основания до новейших времен, пер. с нем., т. 1–4, СПБ, 1895–96; Крымский А. Е., История мусульманства, ч. 1–2, 2 изд., М., 1904, ч. 3, М., 1912; Бартольд В. В., Ислам, П., 1918; его же, Культура мусульманства, П., 1918; Климович Л. И., Ислам в царской России. Очерки, М., 1936; Смирнов ?. ?., Современный ислам, 2 изд., М., 1930; его же, Мусульманское сектантство, M., 1930; его же, Очерки истории изучения ислама в СССР, М., 1954; Беляев ?. ?., Происхождение ислама. Хрестоматия, ч. 1, М.–Л., 1931; его же, Мусульманское сектантство. (Исторические очерки), М., 1957; Гольдциэр И., Лекции об исламе, пер. [с нем.], СПБ, 1912; его же, Muhammedanische Studien, ?? 1–2, Halle/Saale, 1889–90; Arnold T. W., The preaching of Islam, 2 ed., L., 1913; Becker С. H., Vom Werden und Wesen der islamischen Welt, [Islamstudien], Bd 1–2, Lpz., 1924–32; Adams С. С., Islam and modernism in Egypt, L., 1933; Lammens H., L'islam, 2 ed., Beyrouth, 1941; Unity and variety in Muslim civilization. Ed. by G. E. von Grunebaum, [Chi., 1955]; Classicisme et declin culturel dans l'histoire de l'Islam. Actes du symposium international d'histoire de la civilisation musulmane (Bordeaux 25–29 Juin, 1956), P., 1957. E. Беляев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ИСЛАМ ИСЛАМ (араб., букв. — предание себя [Богу]) — монотеистическая мировая религия. Наряду с иудаизмом и христианством относится к “авраамической”, ревелятивной (богооткровенной) традиции. Ислам возник на северо-западе Аравии, в Мекке, где (как и во всей Аравии) господствовало язычество. Основатель новой монотеистической религии, пророк Мухаммад (ок. 570—632) начал свою проповедь в возрасте 40 лет. Гонимый мекканскими многобожниками, он вместе с немногочисленными приверженцами переселился в Медину в 622 (этот год “хиджры”, переселения, стал затем началом отсчета мусульманского лунного календаря). Здесь в последующие десять лет Пророку удалось сплотить вокруг себя арабское население города, а потом обратить в ислам Мекку и большинство племен Аравийского полуострова. Распространение ислама продолжалось и при четырех “праведных” халифах — преемниках Пророка (Абу Бакре, Омаре, Османе и Али; правили 622—661), а затем при Омейядах (661—750) и при Аббасидах (750—1258), охватывая обширное пространство от Среднего Поволжья до Мадагаскара и от границ Китая до юга Франции. В мусульманской империи — халифате складывалась новая мировая культура, ассимилировавшая различные культурные традиции (включая философско-научное наследие античности) и достигшая наибольшего развития в 9—12 вв. Конец “золотому веку” ислама и арабо-мусульманской культуры положило падение Багдада под натиском монголов в 1258 и уничтожение Аббасидского халифата. Прежде единое культурное пространство постепенно распалось на множество относительно самостоятельных ареалов — собственно арабский, иранский, турецкий, ислам на индийском субконтиненте и др. В современном мире ислам исповедует около 1,5 млрд. человек, гл. обр. в странах Азии и Африки. Большинство мусульман (85—90%) составляют сунниты, остальные — шииты. Два основных источника вероучения ислама — это Коран и сунна, или хадисы (“предания” о Пророке, его изречениях и деяниях). С точки зрения мусульман, они представляют собой разные виды Откровения — “богоизреченное” (или “продиктованное”, всецело исходящее от Бота, как по своему содержанию, так и словесному выражению) и “боговдохновенное” (словесное оформление которого преимущественно принадлежит самому Пророку). Из разных сборников хадисов самым авторитетным считается “ас-Сахйх” (“надежный”) алБухарй (ум. 870). На основе хадисов были составлены различные жизнеописания (араб. сира) Мухаммада. •••.Ґ• Ислам не знает такого института, как церковь, и догматики, в том смысле, какой был бы верен применительно к христианству; определенное исключение составляет шиизм. Вместе с тем и в суннизме сложилось своего рода каноническое вероучение, которое состоит из следующих принципов: вера в Бога, ангелов, пророков (включая Моисея и Иисуса), Писания (в их числе — Тора и Евангелие), Судный день (порой к ним присоединяют и веру в предопределение). Пяти основным догматам соответствуют и пять главных культовых обязанностей, известных как “пять столпов ислама”: исповедание веры (“шахада”, произнесение формулы инициации — “свидетельствую, 'по нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — посланник Его”), ежедневная пятикратная молитва (“салат”, “намаз”), пост в месяц рамадан (“саум”, “ураза”), милостыня (“закат” — в размере 2,5% от дохода), паломничество (хотя бы раз в жизни, при возможности) в Мекку (“хаджж”). Разделяя иудейско-христианское единобожие, ислам претендует на большую строгость и последовательность в проведении унитарного принципа. В таких догматах, как Троица и Боговоплощение, ислам видит отступление от истинного монотеизма. затемнение его исконной чистоты. С представлением об абсолютной трансцендентности Бога связан аниконизм (? 1??? юборство) ислама, исключающий изображение не только Бога, но также людей и животных. Как в иудаизме, Основа31 нем для антифигуризма ислама служило и опасение перед идолопоклонством. Сунна развивает еще один, специфический для ислама могив: Бог — единственный “формодатель” (мусаввпр) тварей, с которым недопустимо соперничать, создавая подобные изображения. Коранпческая картина мира, подобно библейской, теоцентрпчна и в определенном смысле антропоцентрична. Но мусульманская антропология (как и иудейская), в отличие от христианской, не придает особого значения первородному греху. Согласно исламу, Бог простил прародителям (Адаму и Еве) их прегрешение, что снимает необходимость в искупительном божественном самопожертвовании (распятии Иисуса). Священная история, изложенная в Коране, духовно циклмчпа, будучи концентрирована вокруг пророков, миссии которых в сущности своей тождественны. Социальная доктрина ислама пронизана эгалитаризмом, соЛ1 царизмом, активизмом и антиаскетазмом. “Лучший из вас, — говорит Пророк, — не тот, который ради небесного пренебрегает земным, и не тот, который поступает наоборот; лучший из вас тот, который берет от обоих”. Следуя этой установке. мусульманская этика отвергает безбрачие, благословляет труд и богатство. В классическом исламе активистская ориентация нередко уживалась с догматом о Божественном предопределении. Преобладавшее в нем понимание этого догмата призывало человека прилагать все усилия для реализации своих намерений, для изменения существующего положения вещей, уповая на содействие Всевышнего, а что окажется ему неподвластным, то и следует стоически принимать как предопределенное. Со временем, отчасти благодаря деятельности мистиков-суфиев, в религиозном сознании мусульман божественный детерминизм воспринимался преимущественно в духе бездеятельного фатализма и квиетизма. Классическая политическая теория ислама, сложившаяся в условиях халифата (см. ал-Маварди), отстаивает единство религии и государства. Но и здесь политический идеал не является безусловно теократическим. Поэтому некоторые исследователи избегают применять к средневековым мусульманским реалиям эпитет “теократия”, а если допускают его исполь зование, то обязательно с уточнениями типа “исполнительная”, “охранительная” и даже “светская” теократия. Многие современные мусульманские реформаторы полагают, что власть в исламе может быть только светской, ибо ислам не знает “духовной”, священнической власти. В строгом смысле теократическая (а точнее, иерократическая) идея свойственна шиитскому исламу. Культура ислама характеризуется “ортопраксизмом”, преимущественной ориентацией на выработку “правильного поведения”, нежели на формирование “правильной веры”. Отсюда в ней примат права над догматикой. В фикзсе (включающем в себя, помимо собственно правовой проблематики, культовые вопросы) прежде всего получило развитие гражданское и уголовное право, в меньшей степени разрабатывались государственное и международное. Как самостоятельная научная дисциплина складывалась теория и методология права — “'ycyii ал-фикх”, в рамках которой формировалось учение о четырех “источниках” права: двух “материальных” источниках — Коране и сунне; и двух “формальных” — консенсусе (иджма') и суждении по аналогии (кийас). Из различных толков — мазхабов фикха, сложившихся в 8—10 вв., к настоящему времени сохранились четыре — хаиафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. Самым распространенным из них (которого придерживаются около трети всех мусульман мира) является ханафизм, официально принятый в начале 16 в. в Османской империи и ныне преобладающий среди мусульман СНГ. Мазхабы различаютг ся между собой по теории и методологии фикха, а также по некоторым культовым и правовым частностям. Все толки считаются одинаково легитимными. Символично, что по углам священного пространства вокруг Каабы (в Мекке) с давних пор расположено по одному заведению из четырех толков. Такая терпимость к правовому многообразию порой подтверждается изречением Пророка: “Различие во мнениях общины моей — знамение Божией милости”. Особняком в этом отношении стоит ханбализм, представляющий собой одновременно и богословскую школу. Его приверженцев, особенно ваххабитов, отличает неприятие инакомыслия, буквализм в понимании священных текстов, нетерпимость ко всякого рода новшествам, крайняя строгость в соблюдении религиозных обрядов и норм. В тесной связи с фикхом развивались такие религиозные дисциплины, как коранистика (особенно экзегетика) и хадисоведение. Из потребности в более глубоком осмыслении богооткровенных данных родилась спекулятивная теология (см. Калам), главными проблемами которой стал вопрос о соотношении божественных атрибутов и божественной сущности, а также о предопределении и свободе воли. В результате ассимиляции античной философии, особенно аристотелизма, возник арабоязычный перипатетизм, крупнейшими представителями которого были ал-Фарабй, Ибн Сына (Авиценна) и Ибн Рушд (Аверроэс). Мистическое направление в исламе представлено прежде всего в суфизме. Возникшее еще при Омейядах, суфийское движение первоначально принимало аскетические формы, выражавшие социальный протест против резкой дифференциации мусульманской общины, роскошной и праздной жизни господствующей верхушки. Позже, в 8—9 вв., суфизм вылился в течение, ориентирующееся на мистическое богопознание и противополагающее себя схоластицизму богословия, юридизму и ритуализму фикха. В последующие два века разрозненные суфийские общины и обители начали объединяться в ордена-тарикаты, каждый из которых имеет собственную систему мистической практики, обрядов инициации и инвеституры, внешних знаков отличия. Благодаря деятельности этих орденов суфизм с 13 в. превратился в основную форму “народного” ислама. Наряду с институциональным оформлением суфизма, развивалась его философская саморефлексия, достигшая своей вершины в иллюминативизме-июрвкиаме асСухравардчн особенно в онтизме-вуджудизме Ибн 'Арабй. Два главных течения ислама — суннизм и шиизм — возникли в результате раскола мусульманской общины по вопросу о верховной власти, ознаменовавшегося гражданской войной 657 г. между халифом Али и его соперником Му'авией. В ходе этой войны выделилась группа хариажитов (“восставших”), сочетавшая политический эгалитаризм (выборность халифа, на пост которого может претендовать любой член общины, независимо от его социального или этнического происхождения) с догматическим фатализмом. Сторонники же 'Алй (двоюродного брата, воспитанника и зятя пророка Мухаммада), впоследствии получившие название “шииты”, отстаивали наследственность и сакральность халифства (имамата). Со временем, однако, наряду с политическими расхождениями, развились и теологические. Суннизм, окончательно оформившийся в 10 в., выступает как “мажоритарный” ислам, выражая мнение и обычаи, теорию и практику большинства членов общины, в отличие от периферийных групп. Отсюда — характерная для суннитского ислама ориентация на “правильную” доктрину, являющуюся срединной между крайностями (которые, по определению, должны быть ошибочными), а также конформизм (или прагматизм), установка на легитимизацию статус-кво, на узаконение утвердившихся верований, обрядов и институтов (последние считаются результатом консенсуса-иджма' мусульманской общины, который непогрешим). Как срединная развивалась, в частности, суннитская теология, разработанная двумя школами калама — ашаритской и матуридитской. Само же название суннитов — “'ахл ас-сунна” (сокращенно “сунна”) — означает “приверженцы сунны”, традиции Пророка как образца для подражания (однако не в этом суть отличия от них шиитов, ибо и те претендуют на следование сунне). Многие исследователи выделяют как “мусульманскую реформацию” процесс обновления ислама, начавшийся в середине 19 в. и представленный Джамал ад-Дйном ал-Афгшт, его египетским учеником Мухаммадом 'Абду, турком Намиком Кемалем, индийцами Амиром Али и Мухаммадом Икбалом. Параллельно с этим направлением развивалось и фундаменталистское течение, крайней формой которого выступает пуританское движение, возникшее в Аравии под руководством Мухаммада Ибн 'Абд ал-Ваххаба и известное как ваххабизм. В 19 в. появились и два ответвления ислама, далеко выходящие за его прежние рамки, причем первое — в шиитском исламе (Иран), второе — в суннитском (Индия): бахачзм, с его идеологией межконфессионального мира и согласия, и Ахмадийа, отличавшееся своим синкретическим мессианизмом. Традиционная для ислама тесная связь с государством сохраняется и в современных условиях. В ряде стран ислам признан государственной или официальной религией. Под лозунгами ислама действуют многие политические партии и организации. Лит.: Гольдцчер И. Лекции об исламе. М., 1912; Бартольд В. В. Работы по истории ислама и арабского халифата. — Соч., т. 6. M., 1966; Петрушевскчи И. П. Ислам в Иране в 7—15 вв. Л., 1966; Грюнебаум фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981; МассэА. Ислам, пер. с франц. М., 1982; Сачддаев Т. С. Ислам и общество. М., 1984; Ислам, Историографические очерки, под ред. С. М. Прозорова. М., 1991; Ислам. — Энциклопедический словарь. М., 1991 ; Ислам на территории бывшей Российской империи, — Энциклопедический словарь, в. 1. М., 1998. Т. Ибрагим Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|