|
САНКХЬЯСАНКХЬЯ (размышление, исчисление) — одна из ортодоксальных даршан, весьма популярная в древности. Основатель — легендарный Катила (до VI в. до н. э.). Произведения ранних авторов Панчашикхи, Варшаганы и др. утрачены, отчасти известны из медицинских трактатов, "Махабхараты" и др. текстов. Самое раннее из дошедших сочинений — "С.-карика" Ишваракришны (III в. н. э.). Важный ее комментарий подготовлен Вачаспати. "С.-правачана-сутра" псевдо-Капилы относится к XIV в. Труд Виджнянабхикшу (XVI в.) притягивает С. к теистической веданте. Классическая С. — система онтологического дуализма. Есть два вечных начала: единая и вечно изменчивая материя-природа (пракрити) и множество вечно неизменных индивидуальных духов (пуруш). Последствие уже скрытым образом содержится в причине (теория саткарьявада), развитие есть проявление потенциального. Основа всего мира — непроявленная (бесструктурная) пракрити. Она разворачивается в ряд типов сущего (таттв), что происходит при нарушении равновесия трех ее сил — гун: ясности, активности, инертности, в нач. каждого мирового периода (признается цикличность существования мира). Первая таттва — великий (махат), его аналог в индивидууме — интеллект; затем — ахамкара — чувство индивидуальности. Далее при господстве гуны ясностъ-саттва из ахамкары порождается рассудок (манас), по пять индрий (органов) познания и действия. Параллельно этому при преобладании гуны инертности-гаалшся образуются "пять зародышей" элементов-стихий (зримого, слышимого и др.). Из них далее возникают физические элементы, составляющие тела живых существ и неодушевленные вещи. Итого насчитывается 25 типов сущего вместе с пракрити и Пурушей. Пуруша, т. е. дух, понимается как бездействующий зритель материальных, в т. ч. психических, процессов, понимаемых как преобразования гун. В мирском индивидууме наличествует смешение, неразличение интеллекта и духа. Духовной целью является осознание действительной несвязанности их, порождение в сознании их различения. Это возможно с помощью чистого умозрения, а также йоги. Типов правильного познания три: восприятие, вывод и авторитет. Виды активности сознания делятся на познание (вновь, впервые, правильное и неправильное), память, сон и оперирование словами. В неклассич. вариантах С. вводится 26-я таттва — господь бог, что явно излишне для самой системы. С. является теоретич. фундаментом йоги Патанджали; в истории философии большое значение сыграли ее споры с представителями школы ньяя и буддистами по проблеме причинности. После XVI в. традиция С. прекращается, последователей ее нет. А. Парибок Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Индуизм Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|