ИНДРА


ИНДРА

        гл. божество пантеона "Ригведы", бог — громовержец и змееборец, возглавляющий богов (дэва) в их противостоянии асу рам. Гимны воспевают его подвиги, из них главный — победа над чудовищным драконом Вритрой, грозившим поглотить вселенную; убиение Вритры мыслится как космогонич. акт. И. побеждает также трехглавого змея Вишварупу, Валу (демона пещеры, в к-рой заключают похищенных коров демоны пани), Шушну, демона засухи, и мн. др. асуров и дасов (мифологизированных вождей племен аборигенов, воевавших с арийскими пришельцами в эпоху "Ригведы"). Победы И. над Вритрой, поглотившим воды, и Вишварупой, поглотившим коров, связываются с борьбой за священный напиток — сому, хранителем к-рого выступает древний бог Тваштар, отец Вишварупы и создатель Вритры, у к-рого И. отнимает сому силой. На битвы с демонами И. отправляется, опьяненный сомой, в сопровождении дружины Марутов. Его гл. оружие — ваджра, гром, его сковал для И. Тваштар (отношения с к-рым противоречивы). Уже в поздневедийской лит-ре И. утрачивает положение главы пантеона, значение его постепенно падает. В послеведийской мифологии И. сохраняет титул царя богов, полученный от Брахмы, но подчиняется верховной триаде (тримурти), возглавляя группу локапалов как хранитель Востока. И. — властелин небесного царства, куда уходят павшие в битве герои, покровитель воинского сословия, правит в небесном граде Амаравати; от И. зависит благополучие земных царей, своевременное выпадение дождей в их владениях. В эпосе И. возглавляет богов в их постоянных войнах с демонами, но часто терпит поражение и даже теряет царство, пока его не спасает вмешательство высших божеств или великих мудрецов. Снижение образа И. находит выражение также в мифах о соблазнении им земных женщин (мудрец Гаутама карает его за соблазнение его жены Ахальи). Великие подвижники превосходят И. могуществом. Страшась их, И. подсылает к ним ради соблазна и нарушения обетов подчиненных ему прекрасных дев — апсар. И. опасается также честолюбивых земных царей, к-рые могут сравняться с ним, если совершат 100 жертвоприношений коня (ашвамедха), и препятствует им. Нередко И. появляется на земле, принимая различные образы. Культ И. в индуизме заметной роли не играет; в древности ежегодно после сезона дождей справлялся праздник И., на к-ром главным объектом почитания был "стяг" И. — украшенный гирляндами столб, опускавшийся в конце праздника в воду; И. почитался на нем в образе гуся; праздник дожил до нашего века. Зооморфный атрибут И. (вахана) — слон Айравата, воплощение дождевой тучи, главный из 4 мировых слонов (дигнагов, см. ЛОКАПАЛЫ). Употребительные эпитеты И. — Шакра (Могучий), Магхаван (Щедрый), Сахасракша (Тысячеглазый). Жена И. в Ведах именуется Индрани, в послеведийской мифологии — Шачи (считается дочерью демона Пуломана); заметной роли в пантеоне не играет, как и сын И. — Джаянта. Земными сыновьями И. считаются Арджуна, герой "Махабхараты", и царь обезьян Валин в "Рамаяне".
В. Эрман


Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. . 1996.


Синонимы:
    бог, боги войны, вымышленное существо


Просмотров: 960
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Индуизм





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ГЕРМЕС 2 ПОХИЩАЕТ КОРОВ АПОЛЛОНА
  • Головное украшение богов
  • Девятка богов
  • ЗЕВС. СВЕРГАЕТ КРОНА. БОРЬБА БОГОВ-ОЛИМПИЙЦЕВ С ТИТАНАМИ
  • ЗНАЧЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ТРАНСКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • Индра-изгнанник и Шачи
  • МЕТОД ЕДВА ЗАМЕТНОЙ РАЗНИЦЫ
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • Машина, творящая богов
  • Напиток богов
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА, также психогенетика
  • ПРИЧИННЫЙ РЯД, также причинная цепь
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • Праздник Христа Царя
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • ТВАШТАР
  • ТВАШТАР
  • УБЕЖДЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ, также «промывание мозгов»
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, также м о ральная теология
  • покорение богов смертными
  • прибытие богов
  • приключения богов аннвна
  • роль и значение кельтской мифологии
  • семь богов счастья
  • собирания плодов в конце года, праздник
  • упадок и низвержение богов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь