АВЕНАРИУС


АВЕНАРИУС

АВЕНАРИУС
(Avenarius) Рихард (1843—1896) — швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма. С 1876 — совместно с Вундтом — начал издавать в Германии ‘Трехмесячник научной философии’. Преподавал ‘индуктивную философию’ в университете Цюриха (1877—1896). Основные сочинения: ‘Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил. Пролегомены к критике чистого опыта’ (1876), ‘Критика чистого опыта’ (в 2-х томах, 1888—1890), ‘Человеческое понятие о мире’ (1891), ‘О предмете психологии’ (1894—1895) и др. Собственную философскую позицию А. именовал ‘эмпириокритицизмом’ — ‘надпартийным’ философским подходом, критически рассматривающим все, якобы проверенные, истины. Целью А. являлась разработка философии как строгой науки наподобие позитивных природоведческих дисциплин. Согласно А., ‘любая область нашей среды устроена так, что индивиды на определенном этапе познания говорят: ‘Это следует проверить’. Если же, по мысли А., ‘среда — предпосылка утверждения, то последнее полагается как опыт’. Содержанием утверждения в таком контексте выступает ‘испытанное’. Критикуя ‘чистый опыт’, А. призывает вернуться к ‘естественному понятию мира’, постулирующему существование индивидов, элементов окружающей среды, а также — множественность актуальных отношений между всеми ними (‘закон жизненного ряда’). По версии А., содержание опыта ‘естественного понятия мира’ включает в себя то, что есть данное из меня, из соответствующей среды и из зависимостей между фрагментами опыта. Сопряженная же с данным опытом гипотеза наделяет движения моих близких определенным значением — точнее, трактует их /движения — А.Г./ как высказывания. Это у А. — ‘основное эмпириокритическое допущение принципиального человеческого равенства’. Началом исследования, его исходным пунктом, А. именует ‘ближнего’, ‘не затронутого никакой — ни дикой, ни цивилизованной философией’. Под опытом подразумеваются лишь мысли, находимые ближним данными, но лишь ‘такими, какими он находит их данными’. Поэтому естественное понятие о мире, согласно А., искажается интроекцией — истинным бичом, по версии А., истории философии. Свою, нетрадиционную, трактовку интроекции А. обозначил так: ‘В то время как я оставляю дерево предо мною, как виденное, в том же самом отношении ко мне, в каком оно найдено, как данное, — господствующая же психология вкладывает дерево, как ‘виденное’, в человека (т.е. в его мозг). Это вкладывание ‘виденного’ внутрь и т.д. в человека и есть то, что мы обозначаем словом интроекция’. А. разработал учение об ‘эмпириокритической принципиальной координации’, уловив потребность естествознания в философском обосновании новых научных картин исследуемой реальности, идеалов и норм теоретического объяснения. По замыслу А., учение о ‘принципиальной координации’ должно было открыть возможность для преодоления дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрыть эффект воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта. По А., индивид и среда противопоставлены, но они оба как реальности принадлежат одному опыту — то, что описывает критик, суть интеракция или взаимодействие среды и нервной системы индивида. ‘Исходный ближний’ и ‘близкий ближний’, по схеме А., принимают некоторую составную часть окружающей среды за количественно единую для них обоих и называют ее ‘киноварью’. Как писал А.: ‘Я называю человеческого индивидуума, как (относительно) постоянного члена некоторой эмпириокритической принципиальной координации, центральным членом последней; а составную часть окружающей среды — безразлично, будет ли она опять-таки человеком или деревом, — называю противоположным членом... Некоторая же составная часть моей окружающей среды — ближний — есть центральный член некоторой принципиальной эмпириокритической координации’. Различие между физическим и психическим оказывалось не принципиальным. Познание, в конечном счете, может интерпретироваться как адаптационный процесс биологического порядка, как процедура ‘восстановления равновесия’, как субъективная окраска элементов среды. Наше ‘Я’, согласно А., отнюдь не наделено категориальными структурами (в отличие от мнения Канта): комплекс наших представлений суть результат нашей успешной адаптации к среде. Основанием адекватного теоретического объяснения А. считал принцип ‘экономии мышления’, обусловленный: а) природой мышления как продукта прогрессивного приспособления к среде (‘мышление как максимальный результат при наименьшей мере силы’); б) функцией философии как ‘критики чистого опыта’ — элиминирование из культурной сферы излишних ее фрагментов типа материализма или спиритуализма. Исходный принцип учения А. — нерасторжимое единство ‘системы С’ или центрального члена, и ‘системы R’ или противочлена, т.е. субъекта и объекта (‘без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта’). Общее понятие, под которое, согласно А., можно подвести все сущее и которое не может быть подведено ни под какое другое более общее понятие — это ‘ощущение’. В картине мира понятию ощущения А. отводил ключевую роль. Учение А. о ‘принципиальной координации’ не смогло войти в теоретическое основание естественных наук того времени, поскольку не признавало независимого существования объективной реальности, а также излагалось (как и вся философия А.) избыточно тяжеловесным и запутанным языком. Мах предлагал даже создать специальный толковый словарь философии А.

История философии. 2008.


Просмотров: 1085
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » История философии





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • Монография как жанр научной литературы
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь