РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФИЯ


РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФИЯ

РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФИЯ
понятие, посредством которого философия постмодернизма рефлексивно характеризует современный (постнеклассический) тип философствования — в отличие от философствования классического типа, оцененного в качестве ‘философии тождества’ (см. ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ). Уже в оценке неклассической философии ‘философия тождества’ предстает как внутренне противоречивая и подвергается критическому переосмыслению: ‘вопиющее противоречие — causa sui’ (Ницше). В постмодернистской ретроспективе выделены содержательные этапы становления РФ.: ‘все более и более подчеркнутая ориентация Хайдеггера на философию онтологического Различия; применение структурализма, основанное на распределении различительных признаков в пространстве сосуществования; искусство современного романа, вращающееся вокруг различия и повторения...’ (Делез). Применительно к собственно постмодернистской философии понятия ‘различие’, ‘различение’, Differance (см. DIFFERANCE) обретают парадигмальный статус: по оценке Делеза, ‘Различие’ и есть ‘подлинное философское начало’. Философия тождества, как и сама идея тождественности, осмыслены философией эпохи постмодерна как продукт определенных мировоззренческих установок культуры классики (см. МЕТАФИЗИКА, ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ). Однако в современных условиях проблема ‘различия и повторения’ оказывается в приоритетном фокусе внимания современной философии: по оценке Делеза, данный ‘сюжет явно присутствует в воздухе нашего времени’. В контексте современной философской рефлексии экспликация ‘сил’ и культурных механизмов, ‘которые действуют под воспроизведением тождественного’ (Делез), может быть рассмотрена как осуществленная, и в силу этого в современной культуре невозможно прежнее имплицитное функционирование философии как философии тождества: ‘современная мысль порождается... утратой тождеств... Человек в нем не переживает Бога, тождество субъекта не переживает тождества субстанции’ (Делез). В подобном культурном контексте единственный доступный тождеству статус — это статус симуляции (см. СИМУЛЯЦИЯ, СИМУЛЯКР, БОДРИЙЯР}; ‘современный мир — это мир симулякров... Все тождества только симулированы, возникая как оптический ‘эффект’ более глубокой игры — игры различия и повторения’ (Делез). Постмодернистский отказ от идеи пронизанности мироздания универсальным и единым логосом (см. ЛОГОС, ЛОГОЦЕНТРИЗМ) кладет конец ‘философии тождества’: стиль мышления культуры постмодерна рефлексивно осмысливает себя как постметафизический (см. ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ), а сама постмодернистская философия — как Р.Ф. Это находит свое выражение как в общих установках постмодернизма (см. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ЗАКАТ МЕТАНАРРАЦИЙ, НОМАДОЛОГИЯ), гак и в предметно специфицированных моделях постмодернистской философии: например, отказ последней от возможности конституирования онтологии (см. ОНТОЛОГИЯ) как концептуальной модели бытия (см. БЫТИЕ}; программное исключение социально-историческими штудиями постмодернизма из философского обихода таких универсальных концептов, как ‘история’, ‘общество’ и т.п. (см. ПОСТИСТОРИЯ}; признание постмодернистской теологией невозможности конституирования универсального учения о Боге и мире в современных условиях; отказ нравственной философии от притязаний на построение единой и абсолютной ‘этики’ (см. ЭТИКА). В аксиологической системе постмодернизма Р.Ф. оценивается философской рефлексией как позволяющая выйти за пределы классической тавтологии, возводящей все возможные состояния объекта (мира) к исходным причинам и тем пресекающей перспективу аналитики процессов подлинного становления и подлинной новизны: лозунгом постмодернизма становится ‘Да здравствует множественное!’ (Делез, Гваттари). В отличие от классической традиции философии тождества, наглядно выраженной в легендарном ответе Лапласа Бонапарту, назвавшего его ‘вторым Ньютоном’: ‘второго Ньютона не будет, ибо существует лишь один мир, и он уже объяснен’, — в рассматриваемом аспекте аксиологическая позиция постмодернистской философии во многом созвучна позиции современного естествознания, пафосно фиксирующего, что ‘естественные науки отказались от такой концепции объективной реальности, из которой следовала необходимость отказа от новизны и многообразия, во имя вечных и неизменных универсальных законов’ (И.Пригожин, И.Стенгерс). В контексте Р.Ф., равно как и в контексте современного естествознания (см. НЕОДЕТЕРМИНИЗМ), с неизбежностью осуществляется отказ от презумпции жесткой номотетики, и аксиологическую приоритетность обретает идиографический метод познания. (см. также ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ, ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ИДЕНТИЧНОСТЬ.)

История философии. 2008.


Просмотров: 1387
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » История философии





Другие новости по теме:

  • "ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЗАКОН ТОЖДЕСТВА
  • ЗАКОН ТОЖДЕСТВА
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • Каннера феномен тождества
  • НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПАРАДИГМ
  • ТОЖДЕСТВА ЗАКОН
  • ТОЖДЕСТВА ПРОБЛЕМЫ
  • ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ
  • Тождества феномен
  • ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • Феномен тождества
  • вера в теории познания и философии науки
  • тождества закон



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь