|
Антирасистский феминизмАнтирасистский феминизм ("черный" феминизм) - направление феминистской теории, сформулированное (в основном) англоязычными афроамериканками. В его основе лежит представление, что специфический опыт черных женщин США (соединение половой и расовой идентичностей) делает их особо чувствительными к любому угнетению, в том числе заложенному в белой культуре и, в определенном смысле, белом феминистском дискурсе. Политическими предшественницами современных теоретиков антирасистского феминизма являются участницы движения за уничтожение рабства (аболиционистки): Сожурна Трут (Sojourner Truth), Харриэт Табмен (Harriet Tubman), Ида Уэллс (Ida Wells) и др. Некоторые из них, рожденные в рабстве, достигли общенациональной известности благодаря своей борьбе, публичным выступлениям (они были среди первых женщин-ораторов в США), в том числе в защиту черных женщин, и участию в военных действиях в период Гражданской войны. Сожурна Трут, чьи выступления, посвященные правам женщин, и артикулированная в них концепция справедливости были популяризованы белыми феминистками, обрела символический статус "праматери" черных женщин. Ей приписывают слова: "Я могу работать, как мужчина, я ем, как мужчина, я могу даже сносить побои, как мужчина - а разве ж я не женщина?" Позднее идеи расовой справедливости, выдвинутые в середине XIX века, были подхвачены и развиты участницами антирасистских движений (Гарлемского возрождения, движения за гражданские права 1960-1970-х гг. и др.) и негритянских женских организаций (National Council of Negro Women, National Black Feminist Organization, the Third World Women's Alliance и др.), в чьих текстах, манифестах и выступлениях начала звучать антиимпериалистическая критика. Анджела Дэвис (Angela Davis), феминистка марксистской ориентации, Тони Бамбара (Tony Cade Bambara), Одр Лорд (Audre Lorde), Элис Уокер (Alice Walker), Патриция Коллинз (Patricia Hill Collins) и др. сформулировали антирасистскую феминистскую освободительную концепцию, учитывающую перспективы расы, класса и пола, т. е. так называемое множественное угнетение (multiple oppression). Как считает белл хукс (bell hooks), пишущая свое имя (псевдоним) с маленькой буквы, "феминизм в Соединенных Штатах никогда не исходил от женщин, наиболее сильно страдающих от сексистского угнетения; от женщин, которых ежедневно убивают - духовно, физически и психологически - и кто не в состоянии изменить условия своей жизни. Они составляют молчаливое большинство, которое принимает свой удел без какого-либо недоумения, без организованного протеста, без коллективного гнева. Бетти Фридан, проложившая своей "Загадкой женственности" (1963) путь возрождению феминизма в 1960-х гг., написала свою книгу так, как если бы этих женщин никогда не существовало. … Она не сказала своим читателям, лучше ли быть прислугой, нянькой, рабочей на конвейере, машинисткой или проституткой, чем домохозяйкой привилегированного класса". Хукс полагает, что белый феминизм как движение, направленное на наделение женщин социальными правами наравне с мужчинами, проблематичен: "Поскольку мужчины не являются равными в обеспечивающей господство белых капиталистической патриархальной классовой структуре, то с какими мужчинами женщины хотят быть равными?" С начала 1980-х гг. антирасистские феминистские дискуссии сосредоточились на определении политических целей борьбы черных женщин (насколько они совпадают с целями черных мужчин?) и символическом значении их опыта. Элис Уокер, полагая, что у белых женщин нет необходимости определять свой феминизм как "белый", так как он всегда исходил из белой культуры, ввела, в противопоставление ему, термин womanism (от англ. woman - женщина). Им обозначают афроцентричный феминизм как креативный процесс "роста сознания", направленный на наделение внутренней силой (empowering) как женщин, так и мужчин, на уничтожение различных иерархий и систем угнетения, которые пронизывают западное общество. Значительное место в современном афроцентричном феминистcком дискурсе занимают феминистская теология, лесбийская теория (борьба против гомофобии в среде чернокожих), дискуссии о содержании и конструировании маскулинности черных мужчин, о расовой справедливости в ситуации, когда 70% заключенных в США являются цветными, о концепции социальной политики и здравоохранения в отношении черных женщин и одиноких матерей. Antiracist feminism; black feminism; womanism (англ.) Литература: Белл хукс. Феминистская теория: от края к центру // Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 236-253. Дэвис Анджела. Расизм и миф о черном насильнике // Там же. С. 190-217. Bell hooks. Feminist Theory: From Margin to Center. Boston: South End Press, 1989. Davis Angela. Women, Race and Class. Vintage Books, 1981. Walker Alice. In the Search of Our Mother's Garden. 1983. © Е. И. Гапова Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. А. А. Денисова. 2003. Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Термины гендерных исследований Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|