Амазонки


Амазонки
- в греческой мифологии женщины-воительницы, представлявшие собой отдельное племя. Согласно легендам, оно проживало у самых дальних берегов Эвксинского Понта (Черного моря). Их столицей являлся город Фемиксира. С детства амазонок учили владеть копьем, мечом, метать дротики и быть искусными наездницами. Проблему воспроизводства своего племени они якобы решали так: раз в году встречались с мужчинами соседнего племени, а затем всех родившихся мальчиков отдавали этим мужчинам, а девочек оставляли себе. Геракл выступил против амазонок, чтобы отнять волшебный пояс Ипполиты, их царицы, дарованный ей самим Аресом, богом войны (девятый подвиг Геракла). В Троянской войне амазонки выступали на стороне троянцев.
Исторической основой мифа об амазонках является противоборство с воинственными племенами. Интересно проанализировать сведения, которые приводит Геродот в IV книге своей "Истории". Он говорит о происхождении савроматов и обычаях "гендерного равенства" (если употреблять современную терминологию) в их среде. Савроматские женщины, указывает он, сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую с мужчинами одежду. Девушка же не может выйти замуж до тех пор, пока не убьет врага, поэтому некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж. Как указывает Геродот, савроматы произошли от соединения амазонок со скифами. При этом скифы "укротили" амазонок, чтобы те не занимались разбоем: к ним послали молодых скифских юношей. Но они не остались у скифов с этими юношами, так как не могли жить как скифские женщины, которые выполняли женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотились и вообще никуда не выходили. Поэтому скифские юноши, забрав полагающуюся им долю наследства, ушли с амазонками за реку Танаис (Геродот, IV. С. 110-117).
Популярная версия легенды об амазонках сильно искажает собственно рассказы Геродота и Диодора Сицилийского. Вопрос о том, являлись ли амазонки классическим матриархатным (см. Матриархат) обществом, остается открытым. Тем не менее, амазонки, как и савроматы, представляют собой интересную культурную модель поведения, которую можно обнаружить в некоторых современных обществах (например, Папуа и Новая Гвинея). Археологические открытия, однако, показали, что культуры, в которых присутствовали женщины-воительницы, существовали в Древнем мире. Первые находки связаны с открытием в 1972 г. рядом с городом Орджоникидзе захоронения семьи вождя, где оружие находилось рядом с женщиной, а ребенок лежал на руке мужчины. Следующим археологическим подтверждением существования такого рода культур стало открытие большого захоронения в Покровке в середине 90-х гг., относящегося примерно к 600 году до н. э. В этом захоронении выделялось три группы женщин: воительницы, похороненные с оружием в руках или с конем, жрицы, погребенные с культовыми знаками, и просто женщины, богато украшенные. Рядом обнаружены были захоронения мужчин с детьми на руках, причем женских захоронений такого типа найдено не было. Именно эти археологические открытия, сделанные археологом Джанин Дэвис-Кимбелл, возродили миф об амазонках и стали средствами массовой информации преподноситься как реальное доказательство их существования. Более того, раскопки в северной Турции (г. Самсун) в культуре Дюндар Тепе обнаружили большие женские захоронения с оружием и боевыми конями, а также крепость с остатками в ней женских захоронений.
Сегодня историки и археологи не пришли к единому мнению относительно реальности существования амазонок, описанных Геродотом. Тем не менее, отрицать существование обществ и культур, в которых роль воинов исполняли женщины, или утверждать, что такие общества являлись матриархатными в смысле доминирующего положения в нем женщин, также нельзя. Для Геродота и древних греков такого рода культуры, где женщины имели сугубо мужские, в их понимании, профессии, казались не нормальными, а наши сведения об амазонках основаны на древнегреческой интерпретации. Тем не менее, спор об амазонках еще далек от завершения.
Amazons, Amazon women warriors (англ.)
Литература:
Геродот. История, IV.
Гуляев. В. И. "Амазонки" Среднего Дона // Природа. М., 1995. N 5. С. 32-42.
Мирошина. Т. В. Амазонки у сарматов и проблема матриархата // Проблемы скифо-сарматской археологии. М., 1990. С. 159-176.
Она же. Амазонки и савроматы // Памятники Евразии скифо-сарматской эпохи. М., 1995. С. 4-10.
Плетнева. С. А. "Амазонки" как социально-политическое явление // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 529-537.
Скрипник Т. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного краеведения. Ростов-на-Дону, 1988. Вып. 5. С. 29-39.
Суриков И. Е. Перикл, Амис и амазонки // Из истории античного общества. Н. Новгород, 1999. Вып. 6. С. 147-152.
Таркова Р. А. Амазонки: по следам легенды: Ист.-культурол. исслед. Астрахань, 1999.
Alpern Stanley B. Amazons of Black Sparta: the women warriors of Dahomey. London: Hurst, 1998.
Davis-Kimball J. Warrior Women in the Eurasian Steppes // Archaeology. 1997. Vol. 50. N 1.
Rothery Guy Cadogan. The Amazons. London: Senate, 1995.
Sobol Donald J. The Amazons of Greek mythology. South Brunswick: A. S. Barnes, 1972.
Tyrrell William Blake. Amazons, a study in Athenian mythmaking. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1984.
© М. Г. Муравьева

Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. . 2003.


Просмотров: 1733
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Термины гендерных исследований





Другие новости по теме:

  • Amazons
  • rural women
  • women's movement
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • Амазонки
  • ГЕРАКЛ 12 ДЕВЯТЫЙ ПОДВИГ – ПОЯС ИППОЛИТЫ
  • Геродот
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Женщины и депрессия
  • Женщины-осужденные
  • История европейской культурной традиции и ее проблемы
  • История женщин
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕОРИИ
  • Молодые женщины
  • Наддиалектная форма существования языка
  • Наддиалектная форма существования языка
  • Образы мужчины и женщины
  • Предубеждения против женщин
  • Психология женщин (psychology of women)
  • РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
  • Сельские женщины
  • ТЕСЕЙ 6 И АМАЗОНКИ
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Формы существования языка
  • Формы существования языка (в социолингвистике)
  • Школа языкового существования
  • Школа языкового существования
  • Экзистенциализм (Философия Существования)
  • детские захоронения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь