Амазонки


Амазонки (Amazones, ????????). Мифический народ воинственных женщин, живший близ реки Фермодонта в Каппадокии. В своей стране они не терпели мужчин, но для продолжения своего племени вступали в сношения с народом, жившим у подошвы Кавказа. Девочкам, рождавшимся у них, они выжигали правую грудь, чтобы они лучше могли владеть луком (отсюда и их название, означавшее “без груди”). Амазонки предпринимали большие походы. Одним из двенадцати подвигов Геркулеса было добыть пояс царицы амазонок Гипполиты. Под начальством своей царицы Пенфезилеи они пришли на помощь Приаму в Троянской войне; но Пенфезилея была убита Ахиллесом.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
АМАЗОНКИ (????????), в греческой мифологии племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии (Apoll. Rhod. II 990- 993). Обитают на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия) или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море) (Aeschyl. Prom. 723-725, 416-419). В определённое время года А. вступают в браки с чужеземцами (или соседними племенами) ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек. Вооружены А. луком, боевым топором, лёгким щитом, сами изготовляют шлемы и одежду (Strab. XI 5, 1). Их имя якобы происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения оружием. А. поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Против А. сражался Беллерофонт (Apollod. II 3,2; Hom. П. VI 179). Геракл осадил город амазонок Фемискиру и добыл пояс их царицы Ипполиты (Eur. Heraclid. 408-415). Тесей взял в жёны Антиопу (мать Ипполиты), после чего А. осадили Афины (Plut. Thes. 26-28). А. Пенфесилея помогала троянцам в войне и была убита Ахиллом (Diod. II 46,5). А. приписывали основание города Эфеса и постройку там знаменитого храма в честь Артемиды. В мифах об А. и их борьбе с олимпийскими героями отразились элементы матриархата.
Легенды об А. широко известны во всех частях света, являясь либо порождением местных традиций, либо распространением греческой.
 
Лит.: Косвен М. О., Амазонки. История легенды, «Советская этнография», 1947, № 2-3; Hennig R., Uber die voraussichtlich volkerkundlichen Grundlagen der Amazonen - Sagen und deren Vorbereitung, «Zeitschrift fur Ethnologie», 1940, Jg. 72; Ninck М., Das Amazonen-Problem, .Schweizer Monatshefte», 1940/41, Jg. 20.
А. А. Тахо-Годи.
 
С кругом мифов об А. связаны многочисленные произведения античного изобразительного искусства начиная с 7 в. до н. э.: сцены амазоиомахии, т. е. битвы между А. и греческими героями [западные метопы Парфенона; метопы сокровищницы афинян в Дельфах, нач. 5 в. до н. э.; рельефы фриза храма Аполлона в Бассах, 5 в. до н. э.; рельефы фриза Артемисиона в Магнесии, 5-4 вв. до н. э.; рельефы западного фронтона святилища Асклепия в Эпидавре, 4 в. до н. э., рельефы западного фриза Галикарнасского мавзолея, сер. 4 в. до н. э. и др.; рельефы саркофагов, вазопись (амфоры Эксекия и др.)]. Особое место среди античных произведений занимали статуи А.; согласно рассказу Плиния Старшего (Plin., Nat. hist. XXXIV 53 и 75), при выполнении статуй А. для храма Артемиды в Эфесе состязались четыре скульптора: Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон (другие источники называют пятым Кидона). Ряд дошедших до нас римских копий греческих оригиналов, видимо, восходит к Поликлету, Фидию, Кресилаю и т. д. В барочной живописи популярность приобретают сцены амазономахии (П. П. Рубенс).
Мифы об А. привлекали европейских поэтов и драматургов главным образом в 16-17 вв. («Ипполита» Р. Гарнье; «А.» Лопе де Вега, «А. в Индии» Тирсо де Молины и др.); в 19 в. к сюжетам об А. обратились романтики («Пенфесилея» Г. Клейста; «А.» Ф. Грильпарцера). Нередким было выведение дев-воительниц в произведениях, действие которых происходило не в античном мире, при этом заимствовались отдельные мотивы (Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим»; к нему восходят сюжеты картин Я. Тинторетто, Я. Пальмы Старшего, Г. Рени и др.).


(Источник: «Мифы народов мира».)
Амазонки — народ женщин-воительниц и наездниц, живших в Малой Азии, или в предгорьях Кавказа, или на берегах Метиды (Азовского моря). Вступали в близкие отношения с мужчинами лишь для сохранения рода (родившихся мальчиков отсылали отцам или убивали, девочек оставляли). Тесей и Геракл воевали с ними и одержали победу. В награду Тесей взял себе в жены самую храбрую из них — Антиопу (Ипполиту). Потом амазонки пошли войной на Афины, и Тесей вместе с Антиопой, горячо любившей мужа, защищали город. В одном из боев копье вонзилось в грудь Антиопе, и обе армии прекратили сражение. Вместе с объятыми горем афинянами амазонки похоронили молодую царицу и вернулись домой. В Троянской войне амазонки были враждебны ахейцам и после смерти Гектора пришли на помощь троянцам. Царица амазонок Пентесилея была убита Ахиллом.
// Франц фон ШТУК: Амазонка и кентавр // Франц фон ШТУК: Раненая амазонка // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Фермодонт // Эмиль ВЕРХАРН: Амазонка // Шота НИШНИАДЗЕ: Амазонки // Марина ЦВЕТАЕВА: Амазонки // Н.А. Кун: ПОЯС ИППОЛИТЫ (ДЕВЯТЫЙ ПОДВИГ) // Н.А. Кун: ТЕСЕЙ И АМАЗОНКИ
(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)
Просмотров: 822
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Энциклопедия мифологии





Другие новости по теме:

  • “АФИНЫ И ИЕРУСАЛИМ”
  • Алтарная часть храма
  • Амазонки
  • ГЕРАКЛ 12 ДЕВЯТЫЙ ПОДВИГ – ПОЯС ИППОЛИТЫ
  • Грудь
  • Грудь жертвенного животного возношения
  • ИСТОРИЯ И МИФЫ
  • История женщин
  • Крыло храма
  • ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
  • Мифы Индии
  • Мифы древней Индии во времени и пространстве
  • Пояс
  • Пояс
  • Пояс
  • Предубеждения против женщин
  • ТЕСЕЙ
  • ТЕСЕЙ 1
  • ТЕСЕЙ 2 РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
  • ТЕСЕЙ 3 ПОДВИГИ НА ПУТИ В АФИНЫ
  • ТЕСЕЙ 4 В АФИНАХ
  • ТЕСЕЙ 5 ПУТЕШЕСТВИЕ НА КРИТ
  • ТЕСЕЙ 6 И АМАЗОНКИ
  • ТЕСЕЙ 7 И ПЕЙРИФОЙ
  • ТЕСЕЙ 8 ПОХИЩЕНИЕ ЕЛЕНЫ И ПЕРСЕФОНЫ, СМЕРТЬ
  • ТРОЯ 06 МЕНЕЛАЙ ГОТОВИТСЯ К ВОЙНЕ ПРОТИВ ТРОИ
  • защитный пояс
  • источник сведений о кельтской мифологии
  • крыло храма
  • царицы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь