эвиденциализм


эвиденциализм
        ЭВИДЕНЦИАЛИЗМ — позиция в вопросе об эпистемической рациональности, согласно которой убеждение (belief) эпистемически рационально только в том случае, когда в распоряжении эпистемического агента имеется корпус эмпирических данных (evidence), обеспечивающих достаточную логическую или проба-билистскую поддержку данному убеждению. В требованиях Э. воплощен классический идеал научной рациональности, что обеспечивает ему центральное место в спектре моделей эпистемической рациональности. Жертвой эвиденциалистских критериев становится, в первую очередь, религиозная вера: если Э. прав, то религиозная вера эпистемически иррациональна.
        Первые философские выражения Э. восходят, по меньшей мере, к Дж. Локку, однако его наиболее влиятельным манифестом стала статья англ. математика и философа науки Уильяма Клиффорда «Этика убеждения» («The Ethics of Belief», 1877), представляющая собой попытку развернутого доказательства следующего тезиса: «Верить во что-либо, не опираясь на поддержку достаточного корпуса релевантных эмпирических данных, — безнравственно всегда и при любых обстоятельствах, ибо убеждения отдельной личности так или иначе влияют на познавательную ситуацию всего общества, улучшая или ухудшая ее, а от состояния социальной познавательной ситуации зависит благосостояние общества».
        Тезис Клиффорда вызвал ожесточенную полемику. Один из аргументов против него состоит в парадоксальном результате приложения требований, содержащихся в тезисе, к нему самому: если Клиффордов тезис верен, то верить в него безнравственно, ибо в нашем распоряжении нет достаточного корпуса эмпирических данных, которые поддерживали бы этот тезис с той степенью надежности, которая является стандартной для научных (напр., физических) теорий. Еще один интересный аргумент против Клиффордова тезиса можно извлечь из «Трактата по общей социологии» (1916) итал. социолога и экономиста В. Парето, заметившего, что хотя благосостояние общества несомненно зависит от познавательной ситуации, сложившейся в данном обществе, но функция, выражающая эту зависимость, в общем случае немонотонна: возможны случаи, когда распространение в обществе некой социологической или экономической теории, удовлетворяющей самым жестким критериям Э., может повредить благосостоянию общества (из личного общения Парето с его коллегами известно, что он относил к таким теориям свой «Трактат»).
        Классикой критики морализирующего Э. с позиций более широкой, интегральной рациональности (rationality all things considered) стала статья У Джеймса «Воля к вере» («The Will to Believe», 1896). Джеймс поставил целью описать набор условий, достаточных для того, чтобы убеждение в истинности утверждения р оставалось нравственно уместным (и более того: становилось бы нравственным долгом) даже в отсутствии достаточной эмпирической поддержки. Джеймсов набор таков: 1) утверждение р по природе таково, что вопрос о его истинности или ложности не может быть решен эпистемическим агентом А на чисто интеллектуальных основаниях; (2) если агенту А удастся инициировать и поддерживать в себе веру в истинность р, то это существенно повысит шансы достижения им некоего нравственно желательного результата; 3) в противном случае шансы достижения этого результата равны нулю. Выполнение этих условий не делает веру в истинность утверждения р эпистемически рациональной в соответствии с эвиденциалистскими критериями, но оно делает ее интегрально рациональной (rational all things considered) и таким образом спасает агента веры от Клиффордова обвинения в безнравственности.
        Еще одна линия критики Клиффордова тезиса состоит в указании на то, что приложение эвиденциалистского критерия эпистемической рациональности возможно в полном объеме лишь в науке (впрочем, даже это утверждение не бесспорно); за пределами же науки, особенно в обыденной жизни, проект Э. становится нереалистичным: ограниченность когнитивных ресурсов индивидуального эпистемического агента лишает его возможности успешно собирать достаточный корпус эмпирических данных для каждого из имеющихся у него убеждений. Одна из реалистических альтернатив эвиденциалистскому критерию представлена так называемым презумпционизмом, исповедующим эпистемическую «презумпцию невиновности»: убеждение в истинности утверждения р эпистемически рационально, если отсутствуют достаточно сильные (эпистемические) основания полагать, чтор неистинно.
        АЛ. Блинов
        Лит.: Foley R. The Theory of Epistemic Rationality. Cambridge, Mass., 1987; Stenmark M. Rationality in Science, Religion, and Every day Life. Notre Dame, 1995.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1137
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • вера в теории познания и философии науки
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • знание-как и знание-что
  • Изменение личности или познавательной способности на почве органического поражения головного мозга, не относящееся к синдрому лобной доли
  • Или, Или. лама савахфани
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • Классический и неклассический идеалы рациональности
  • МАССОВОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИИ
  • ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь