Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
читательчитатель ЧИТАТЕЛЬ — субъект чтения, представляющего собой совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Изначально конституируется как стратегии перевода письма в устную речь, как его буквальное озвучивание, или истолкование закрепленного в нем инвариантного содержания. На первых этапах своего становления — это, как правило, эзотерические практики, особый тип ритуально-речевой деятельности. Фигура Ч. становится центральной в протестантизме, устранившем посредников в общении человека и Бога. Функции священника берет на себя, по сути, сам Ч. Тенденция к обмирщению процедур чтения редуцировала его роль к профессиональным и иным прагматическим функциям (фиксация, селекция, хранение, передача знания). Философская методология чтения была выявлена Ф. Шлейермахером. Искусство чтения также исследовалось Х. - Г. Гадамером, определявшим Ч. как партнера в диалоге с автором. Ряд близких идей был сформулирован М.М. Бахтиным. В литературоведении чтение трактуется как один из основных видов культурной активности, связанной с освоением произведений художественной литературы. Здесь была разработана модель традиционного понимания чтения как взаимодействия между целостно-замкнутым произведением, за которым проступает фигура автора, и Ч. «Смерть» автора в постмодернистской философии обернулась «рождением» Ч. Центральное место в языковых процессах стало занимать не письмо, а чтение, которое влечет за собой акт интерпретации: Ч. налагает на текст определенную схему смысла. Понятие текста отличается от «произведения» тем, что он не продукт потребления, а результат активной деятельности Ч. Он мыслится как «открытая структура» (У Эко), как «поле методологических операций» (Р. Барт). Отсюда различие двух типов Ч.: один («наивный») потребительски ориентирован на наслаждение, др. конструирует самостоятельные стратегии, ориентированные на «производство» читаемых текстов («сознательный» читатель). См. также Герменевтика, Текст, Слушатель. Л.А. Микешина Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|