|
феминизмфеминизм ФЕМИНИЗМ — термин, применяемый к идеологически-политическим, правовым и философским течениям западной мысли, имеющим своим предметом т.н. женскую проблематику. Идеи Ф. возникли в Европе в эпоху Просвещения, во второй половине 20 в. получили распространение в большинстве стран мира. Заявкой на выделение женской тематики в особый предмет рассмотрения принято считать работу М. Уоллстоункрафт «Защита прав женщин» (1792); вопрос о неравноправии женщин обсуждали Ш. Фурье, Д. Дидро, М. Кондорсе, Ф. Энгельс, Дж.С. Милль и др. Предтечей современного Ф. является работа С. де Бовуар «Второй пол» (1949; рус. пер.: М., 1997). 70-е гг. 20 в. отмечены «второй волной» феминистских исследований. Внешним ее стимулом явились разрывы современной цивилизации: она детерминируют массовый приток женщин в профессиональный труд и способствует их личностной самореализации, но ее структуры, создававшиеся с расчетом на женщину-домохозяйку, делают болезненным этот процесс (двойной труд, дилемма карьера—семья и др.). Ф. является попыткой направить развитие цивилизации по гуманистическому и демократическому руслу. Является ли вторичное положение женщин в обществе результатом ее биологически-репродуктивных функций или следствием исторически ограниченных форм семьи и общества? Нейтральна ли культура (и философия) по отношению к женщине, или она остается патриархатной, закрепляя в своих стереотипах господствующее положение мужчины? Такими вопросами в начале 70-х гг. в США, Великобритании и Франции задались многие авторы (Б. Фриден, С. Файерстоун, К. Миллет, Дж. Митчелл, Э. Дженуэй, Л. Ирригрей, X. Хартман и др.) и дали сходные ответы: современное общество является сексистским, осуществляя дискриминацию по признаку пола. Работы этих авторов были политическими и идеологически-философскими, в дальнейшем женская проблематика переходит в сферу академической междисциплинарной работы, которая получила название «гендерные исследования». Их характеризует принятие в качестве базисного понятия «тендер», относящегося к социополовым ролям индивидов (биологические различия мужчин и женщин фиксируются понятием «секс»), и применение тендерного метода. Суть последнего состоит в оценке характера знания, институтов общества и культуры в зависимости от социальных детерминатов, связанных с половой принадлежностью их производителей (см. Воронина О.А. Феминизм и тендерное равенство. М., 2004). Феминистская мысль развивается за счет вклада множества разных по своим воззрениям авторов и взаимодействует с господствующими в национальных культурах идеями. Но в целом она тяготеет к теориям, использующим социологические объяснительные модели — таким как социологический функционализм, неомарксизм, неолиберализм, прагматизм, постмодернизм, социология познания, — и критически относится к теориям, применяющим биологицистские объяснительные модели, напр. к социобиологии. Для раннего Ф. был характерен лозунг «равенство полов», для зрелого — «равенство в различии». Но как понимать различие? Психолог К. Джиллиген в книге «Другим голосом» (Gilligan С. In a Different Voice. Cambridge, Mass., 1986) на основе проведенных ею эмпирических исследований констатировала существование особого женского способа рассуждения о моральных и личностных дилеммах, основанного на причастности к др. людям и на интерперсональных ценностях. Ее заключительный вывод: этику индивидуализма всегда дополняла этика заботы, носителями которой являются женщины с их самоотдачей семье. Разработка альтруистической этики заботы — серьезный вклад феминистской мысли в развитие философии. Вместе с тем было высказано и др. мнение: поскольку в этической и психологических областях мужские и женские поведенческой признаки «размазаны» между полами, провести границы между ними невозможно (Grimshaw J. Philosophy and Feminist Thinking. Oxford, 1986). Ф. столкнулся с характерным для философии феноменом: то, что на обыденно-интуитивном уровне кажется самоочевидным, напр. различение мужского и женского опытов, на теоретическом уровне доказать трудно. Не удалось доказать и наличие «универсального женского опыта»: опыт африканских женщин на поверку оказывается ближе опыту африканских мужчин, нежели американских женщин. Новое слово сказали философы-феминисты. Была проведена большая работа по ревизии истории философии, имеющая целью не только переоценить мыслителей прошлого в зависимости от их взглядов на природу женщины и на значимость женских проблем, но и показать, каким образом эти взгляды влияли на их общефилософские концепции, в частности на изобретение различных «дихотомий». Напр., И. Канта упрекают в том, что введение в теорию познания абстрактно понимаемого субъекта привело к разрыву субъект-объектного отношения. Высказывается мнение, что дилеммы и оппозиции, относящиеся к «твердому ядру» философии — метафизические, эпистемологические, этические, — должны быть пересмотрены с точки зрения выявления возможных маскулянистских источников их возникновения. В качестве альтернативы предлагается отказ от резкой оппозиции телесного и духовного, субъекта и объекта, природного и социального, эмоционального и рационального, и методология, исходящая из контекстуальности знания. Свое слово стремятся сказать феминисты, занимающиеся философией и эпистемологией науки (в основном авторы из США — С. Хардинг, Н. Тьюэн, Р. Блейер, X. Лонгино, Л. Нельсон и др.). Опираясь на проведенные во второй половине 20 в. исследования, свидетельствующие о роли нормативных и ценностных посылок при анализе логики, методологии и истории науки (на работы Т. Куна, Л. Лаудана и др.), они предлагают признать наличие тендерного фактора в этих посылках. Критика эмпиризма и фундаментализма, атаки Р. Рорти на представление о философии как «зеркале природы», вкупе с популярностью идеи мулькультурализма, используются ими как аргументы в пользу расширения эпистемологического поля за счет нового внимания к тендерной принадлежности производителя знания. Учет этой принадлежности, считают они, дает основу для холистического понимания опыта, что предполагает: 1) отрицание дихотомии наука/ политика; 2) признание эпистемической роли субъективных (и тендерных) компонентов знания; 3) новое понимание субъекта познания в виде динамичного взаимодействия индивида и сообщества (Н. Тьюэн). Феминистскую эпистемологию часто упрекают за то, что социологизм и контекстуализм ведет к эпистемологическому релятивизму и отрицанию возможности достижения объективности в исследовании знания. На эти упреки ее сторонники отвечают, что, эксплицируя формы вхождения субъективных интересов и тендерных предпочтений в исследовательские проекты, они защищают «сильную объективность». А рассуждения о «нейтральной науке» или «не-идеологической эпистемологии» являются «слабой объективностью», поскольку затушевывают влияние нормативно-ценностных и андрогенных посылок. Одну из задач феминистской эпистемологии некоторые видят в том, чтобы с помощью честной экспликация этих посылок снять одну из главных дилемм философии науки — «объективизм или релятивизм?» (Harding S. Whose Science? Whose Knowledge? Thinking From Women's Lives. Ithaca, 1991). Интерес фран. постмодернистских феминистов (Э. Сиксу, Л. Ирригрей, Ю. Кристева) сосредоточен на деконструкции «тотализирующих структур власти, таких как язык и знание, сделавших женщину «другой», а также «мужского лица» философии с его отличительными признаками — «логоцентризмом» и истиной. Средством обретения женщинами своей аутентичности они считают «переописание женского тела» и текстуальное самовыражение. Вместо политики универсализма и интеграции ими предлагается «постфеминистская» политика локальности и контекстуальности. В С Ш А получили развитие радикально-социологические варианты постмодернизма, противопоставляющие макрополитике Ф. 70-х гг. микрополитику коммунальное™, «неструктурированной понятием «гендер» (П. Мэн). Ф. — наиболее примечательное новшество западной мысли последней трети 20 в., существенно расширившее ее смысловое поле. С помощью тендерного метода были выявлены новые социальные детерминанты, связанные с принадлежностью производителей знания, политики и культуры к мужскому или женскому полу, что позволило корректировать некоторые бытующие в общественных дисциплинах стереотипы. Изменив риторику и сделав разговор о полах «политически корректным», Ф. существенно повлиял на ментальность и практику западного общества. См. также Гендерные исследования в эпистемологии. Н.С. Юлина Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|