ученый


ученый
        УЧЕНЫЙ — человек, получивший специальное образование и профессионально занимающийся научной или научно-педагогической деятельностью и имеющий благодаря этому постоянный легальный источник дохода и соответствующий социальный статус.
        Профессия У формируется в Европе вместе со светскими унтами в Средние века и охватывает, главным образом, университетских профессоров, обучающих студентов «свободным искусствам» и гуманитарным наукам, прежде всего, юриспруденции. Основной сферой занятий У является научно-педагогическая деятельность, в то время как исследование рассматривается как способ удовлетворения личностных склонностей и самообразования. В дальнейшем в обозначении У появляются акценты, характеризующие особенности восприятия науки как самими У, так и обществом.
        В эпоху Просвещения происходит принципиальный сдвиг в содержании профессии У и ее общественном восприятии. Разделение «естественной истории» и «философии природы» (соответственно «Natural history» и «Natural philosophy») и становление эмпирического естествознания в Великобритании и Франции сопровождается корпоративным оформлением научной профессии, созданием сначала национальных, а затем и международных научных сообществ с характерной для них нормативной структурой, системой социального управления и статусной иерархией.
        Наука все больше осознается как способ снабжения общества новым знанием, а соответственно, исследовательская деятельность по его получению становится не менее почтенным и важным занятием, нежели трансляция знания новым поколениям через образование. Такое изменение целевой характеристики с неизбежностью предполагало конкуренцию в производстве знания. Естественным шагом, обусловленным конкуренцией, стала интенсификация исследовательского процесса — в нем требовалось обеспечить посильное участие всех членов сообщества, а не только небольшой группы признанных корифеев. Др. шагом становится диверсификация понимания методологии, в задачи которой наряду с обоснованием научного знания теперь входит и организация частных эпистемологических систем, позволяющая относительно самостоятельно развиваться отдельным научным дисциплинам.
        В англо- и франкоязычных странах, а именно они были лидерами описываемых процессов, эти изменения были закреплены и в терминах, обозначающих науку: Science — эмпирическое естествознание — и Humanity— гуманитарные науки. Соответственно в англ. и франц. языке меняется и название специалистов: scientist — естествоиспытатель — и scholar — гуманитарий. В дальнейшем термином «scientist» обозначаются и специалисты ряда социальных дисциплин (социология, экономика, демография и т.д.), использующих прямые формы наблюдения и экспериментального исследования своих объектов, а не только критический анализ описывающих их классических текстов. В ряде др. европейских языков, в том числе (рус, нем. и др.) подобного разделения не произошло.
        Общественный интерес к науке и ученым возрастает в конце 19 в. в связи с общей верой в научно-технический прогресс как путь к всеобщему благоденствию. И хотя эта вера впоследствии была существеннр поколеблена, научная профессия сохраняет высокий престиж и на протяжении всего 20 столетия. Однако во второй половине столетия в центр внимания стали попадать угрозы миру, непосредственно связанные с бесконтрольным поведением ученых. Первым эту тревогу высказало само научное сообщество. Были созданы десятки общественно-политических организаций ученых, проведены открытые обсуждения проблем ответственности ученых за ядерную, генетическую, экологическую безопасность человечества. В уставы профессиональных научных обществ вводятся положения об ответственности ученых за нарушение профессиональных этических норм, объявляются моратории на ряд опасных по своим последствиям исследований. Появились специальные отрасли науки (напр., биоэтика и др.), изучающие эту проблематику.
        Радикально изменилось социально-организационная среда деятельности У, а вместе с тем расширились и его функции. Значительная часть фундаментальных и, особенно, прикладных исследований проводится в крупных резидентных (научно-исследовательские институты и лаборатории) или распределенных (научно-исследовательские программы и проекты) организационных комплексах. Все большее число У, в том числе и наиболее продуктивных из них, оказываются нагруженными управленческими функциями. Одновременно с этим постоянно и интенсивно растет слой научной бюрократии, что отражается на общей структуре сообщества.
        Еще одним заметным изменением стало расширение участия У в различных механизмах информационного обеспечения и поддержки принятия решений по социально-экономическим проблемам национального, регионального и международного масштаба. У регулярно привлекаются к этой деятельности в качестве экспертов, советников, членов аналитических групп и прогнозных учреждений. Для целенаправленного прикладного использования интеллекта У формируются так называемые «мозговые центры». Особые задачи в этой связи встают перед системой подготовки У в высших учебных заведениях.
        В последнее время по мере формирования научно-инновационного комплекса в официальных международных документах (ЮНЕСКО, ЕС) термин «У» все больше вытесняется термином «исследователь» (Forscher, researcher), полностью покрывающим все семантическое поле. Так, в справочнике Фраскати 2002 г., во всех документах стран ОЭСР (Россия не является членом этой организации, но тесно сотрудничает с ней в научно-образовательной сфере) рекомендуется использовать термин «исследователи» определяемый как «профессионалы, занятые постижением или созданием нового знания, продуктов, процессов, методов и систем, а также в управлении такого рода проектами» (Proposed Standard Practice for Surveys on Research and Experimental Development. Frascati Manual. OECD, 2002).
        Э. М. Мирский

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    архивный юноша, архимед, атомник, ахун, большой опыт за плечами, бывавший в переделках, бывалый, вежа, видавший виды, видалый, волхв, все науки произошел, все ходы и выходы знает, все ходы-выходы знает, всезнайка, высокообразованный, выученный, гелертер, глаз набит, глаз наметан, горе-ученый, грамотей, даншимед, деятель науки, ему и карты в руки, знающий, зубы проел, зубы съел, из семи печей хлеб едал, изощрившийся, искусившийся, искушенный, кладезь знаний, кладезь премудрости, кладезь учености, книжная моль, книжник, книжный, книжный червь, матерый, много знающий, много повидал на своем веку, многоопытный, наторелый, наученный, научный, научный работник, начетчик, начитанный, не из одной печи хлеб едал, образованный, опытный, побывавший в переделках, полиматический, просвещенный, профессия, профессор, профессор кислых щей, прошел огонь и воду, прошел огонь, воду и медные трубы, саддукей, служитель науки, собаку съел, старый волк, старый воробей, старый зверь, стреляная птица, стреляный, стреляный воробей, стреляный зверь, талиб, теоретик, тертый, тертый калач, травленый волк, травленый зверь, умелый, умудренный, умудренный опытом, ученейший, ученый муж, ученый-агроном, ученый-просветитель, учёный, фокара, ходячая энциклопедия, ходячий университет, человек науки, чертознай, эгхэд, эрудированный, эрудит, ученый


Просмотров: 1178
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ»
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
  • ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
  • Жанры научно-делового подстиля
  • Жанры научно-методического (инструктивного) подстиля
  • Жанры научно-оценочного подстиля
  • Жанры научно-учебного подстиля
  • Методология науки. Системность. Деятельность
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА
  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
  • Надежда Пандоры: очерки по поводу реальности исследований науки
  • ПРОГРЕСС НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
  • РЕВОЛЮЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
  • Риторика в истории науки
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • УЧЕНЫЙ
  • Ученый идиот (idiot savant)
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Христианский ученый
  • ЭКОНОМИКА НАУКИ
  • вера в теории познания и философии науки
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • науки о природе и науки о культуре
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь