семиотика


семиотика
        СЕМИОТИКА — междисциплинарная область, в рамках которой исследуются знаки и знаковые системы. Идея особой науки о знаках возникла на рубеже 19— 20 вв. в связи с необходимостью более тщательной разработки понятия знака, возникшей одновременно в лингвистике, логике, математике и естествознании. Первые попытки создания такой науки были предприняты (независимо друг от друга) Ф. де Соссюром и Ч. Пирсом. Соссюр, исходя из того, что естественный язык является системой знаков, считал, что лингвистика должна стать частью более общей дисциплины, которую он предлагал назвать семиологией. По мысли Соссюра, эта наука должна быть тесно связана с психологией, поскольку порождение и интерпретация знаков есть, прежде всего, психические процессы. Пирс связывал необходимость науки о знаках с тем, что логика, математика и естественные науки представляют собой знаковые системы. Поэтому наука о знаках должна стать своего рода метанаукой, позволяющей описать общие принципы и методы научного познания. Именно Пирс предложил для науки о знаках название С.
        Впрочем, некоторые авторы (преимущественно франц.) предпочитают и сейчас пользоваться соссюровским термином «семиология».
        В настоящее время едва ли приходится говорить о существовании единой науки о знаковых системах. С, скорее, представляет собой исследовательскую парадигму или методологию анализа познавательной деятельности, связанную с весьма широким спектром научных исследований как в естествознании, так и в гуманитарных науках. На знаковом характере познания настаивал еще Пирс. Дальнейшее распространение семиотических принципов в теории познания связано с пристальным вниманием к языку вообще, а в частности — с анализом языка науки в различных философских направлениях 20 в. (см. Лингвистический поворот). Можно говорить о семиотической парадигме теории познания, согласно которой объект познания доступен человеку только благодаря знаковому опосредованию. Невозможно мыслить о реальности, не прибегая при этом к знакам. Познание поэтому необходимо связано с процессом продуцирования и интерпретации знаков, а знание существует только в знаковой форме. Представление систем знаков и знаковой деятельности в качестве основания познания отодвигает на второй план (или исключает вообще) подходы, связанные с рассмотрением таких способностей, как интуиция или интроспекция. Познавательная деятельность означает продуцирование знаковых выражений, которые должны быть наблюдаемы и публично интерпретируемы в некотором сообществе. В этом смысле семиотический подход к познанию противостоит феноменологической философии, поскольку последняя исходит, прежде всего, из возможности прямого усмотрения смысла, т.е. интуитивного познавательного акта, не нуждающегося ни в каких опосредованиях. Поэтому для феноменологического подхода знаки есть нечто если не излишнее, то, во всяком случае, вторичное, используемое как вспомогательный инструмент при передаче смыслов.
        Др. аспект С. состоит в использовании ее в качестве основы для развития широкого спектра исследовательских методов в различных научных дисциплинах. Существо развиваемого при этом подхода состоит в том, чтобы рассматривать различные фрагменты реальности в качестве знаковых систем. Семиотические методы оказались весьма плодотворны, напр., в различных областях биологии в связи с изучением поведения животных, механизмов наследственности, функционирования популяций живых организмов и т.д. Интересно, что исследования процессов продуцирования и интерпретации знаков животными оказываются подчас важны не только для самой биологии, но и для лингвистики, поскольку позволяют выявить общие закономерности существования знаковых систем и поставить вопрос о специфике языка, как особой знаковой системы.
        Широкое распространение семиотического подхода связано во многом с развитием во второй половине 20 в. теории информации, систем искусственного интеллекта, компьютерного моделирования. Исследования, проводимые в рамках указанных направлений, позволяют в различных областях реальности, от систем радиосвязи до психической деятельности человека, обнаружить процессы обмена информацией, представленной в знаковой форме.
        Еще одним полем реализации семиотического подхода являются разнообразные исследования в гуманитарной сфере; напр., в теории культуры, этнографии, в литературоведении и т.д. Большей частью эти исследования опираются на структуралистскую методологию. Они, так или иначе, восходят к идеям Соссюра и связаны с развитием его лингвистических методов. Соссюр видел в языке систему знаков, в которой каждый элемент определяется совокупностью отношений с др. элементами. В рамках упомянутых исследований такими системами представлялись, в конечном счете, культура или человеческое общество.
        С, как междисциплинарная исследовательская парадигма, является не просто источником методологии, но и способом представления реальности. Можно поэтому говорить о своего рода семиотическом миросозерцании или семиотической онтологии. В рамках этой онтологии все существующее предстает в виде совокупности сложных систем, внутри которых и между которыми происходит обмен сообщениями, представленными в знаковой форме. В этом смысле С. подобна др. междисциплинарным областям, задающим определенную исследовательскую парадигму для различных научных дисциплин, таким, напр., как кибернетика, теория систем или — в последнее время — синергетика..
        В рамках С. выделяют, как правило, три различные сферы, связанные с тремя аспектами существования знаковых систем. Выделяют, во-первых, синтактику как дисциплину, исследующую отношения между знаками внутри знаковой системы. Синтактика изучает проблемы сочетаемости знаков в пределах отдельных знаковых сообщений и правила построения таких сообщений. Во-вторых, выделяют семантику как дисциплину, изучающую отношения между знаками и тем, что они обозначают. Предмет семантики определяется по-разному в различных семиотических и лингвистических концепциях. Различия определяются, прежде всего, самим определением знака и представлением о той реальности, которая обозначается. Соссюр понимал знак, как двойственную сущность, представляющую собой единство означающего и означаемого (плана выражения и плана содержания). Исследователи, разделяющие этот подход, видят основную задачу семантики в изучении взаимосвязи между указанными двумя сторонами. Существует другое, восходящее к Фреге представление, согласно которому необходимо различать предметное и смысловое значение знака, т.е. обозначаемый объект и понятие о нем. При таком подходе главной задачей семантики является установление связей между знаковыми выражениями, с одной стороны, и обозначаемыми объектами и отношениями между ними, с др. В-третьих, наконец, в составе С. выделяется прагматика — дисциплина, изучающая отношение знаков к тем субъектам, которые их производят и интерпретируют. Прагматика связана с коммуникативной функцией знаковых систем и описывает деятельность сообщества, в котором такие системы функционируют.
        Различные школы и исследовательские направления в С и в философии языка делают акцент на различных аспектах существования знаковых систем. Можно (с некоторой долей условности) выделить синтактико-семантический и прагматический подходы. В рамках первого из названных подходов в качестве основной функции знаковых систем рассматривается их способность выражать определенное содержание или репрезентировать объекты реальности. Поэтому главная задача С. полагается в том, чтобы описать структуры знаковых выражений и их семантические свойства. Одним из направлений, развиваемых в рамках такого подхода исследований, является описание или конструирование формальных языков с заданным синтаксисом и областью интерпретации. Синтактико-семантический подход свойствен, напр., логическому позитивизму. С др. стороны, семантический аспект функционирования знаковых систем является преимущественным предметом исследований для направлений, связанных со структуралистской парадигмой. Прагматический подход видит основную функцию знаковых систем в обеспечении коммуникации в сообществе. Поэтому основной задачей С. считается исследование деятельности субъектов, продуцирующих и интерпретирующих знаки. Пирс, считавший прагматический аспект главным для семиотических исследований, утверждал, что любой объект становится знаком благодаря не своим физическим свойствам, а вследствие знакового употребления этого объекта в сообществе.
        Г.Б. Гутнер

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    семиология


Просмотров: 1496
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • "ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • БИАС-ТЕСТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • знание-как и знание-что
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • логика научного познания (логика науки)
  • Надежда Пандоры: очерки по поводу реальности исследований науки
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ
  • Плюрализм как модель познания
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Разработка учебно-тренировочных систем (instructional systems development, ISD)
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СИСТЕМ ТЕОРИЯ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Теория систем (systems theory)
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • функциональных систем теория
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь