|
ризомаризома РИЗОМА (от греч. rhisoma — корень) — термин постструктурализма и постмодернизма, разработанный в книге Ж. Делёза и Ф. Гваттари «Ризома» (1974). Р. представляет собой корневище, подземный стебель, запутанную корневую систему, состоящую из множества отростков и побегов, регулярно отмирающих и заново отрастающих, находящихся в состоянии постоянного обмена с окружающей средой. Р. может быть рассмотрена как фрактальная структура, для которой высокая степень нерегулярности и фрагментированности воспроизводится в различных масштабах. Метафора Р. соединяет в себе два ряда представлений, соотносящихся с архетипической основой психики. С одной стороны, метафора Р. генетически связана с образом мирового древа, традиционно символизирующего универсум, крона и ветви которого представляют земной мир, а корни соответствуют миру умерших, миру теней. Если основной метафорой традиционной теории познания выступала, прежде всего, видимая часть дерева, что предполагало наличие центрального ствола и отходящих от н е г о боковых ветвей, то метафора Р., выражающая сложное взаимопереплетение отростков и побегов, не имеющих единого корня и способных служить корнями для бесконечного множества других отростков, отображает ситуацию в постмодернистской эпистемологии. Образ Р., будучи противопоставленным видимому, сознательному, предполагает также соотнесение со сферой бессознательного. С другой стороны, образ Р. восходит к мифологическому образу лабиринта, который считается символом трудного и запутанного путешествия души в материальном мире. Лабиринт интерпретируют, прежде всего, как символ бессознательного, и описание блужданий героя в лабиринте означает исследование человеком области своего бессознательного. Итальянский теоретик постмодернизма У Эко в своем произведении «Имя розы» также характеризовал Р. как прообраз символического лабиринта, характерный для менталитета постмодернизма. Таким образом, Р., связанная с символами дерева и лабиринта, может пониматься как образ, обозначающий сферу бессознательного, сферу непроявленного знания. Что предлагает метафора Р. для эпистемологии7. Образ Р. способен выступить в качестве источника новых ресурсов для нее. Р. служит моделью бессознательного с его асистематичностью, иррациональностью, свободной комбинацией знаков, несвязанностью с пространством и временем, динамичностью, континуальностью, симультанностью, наличием аналоговой операциональной системы; она представляет его архитектонику и может быть рассмотрена как структура, «парадигматически» соответствующая современному положению действительности. Вместе с тем образ Р. соответствует некоторым современным представлениям о мироустройстве, напр. о теории фракталов. Используя образ Р., Ж. Делёз и Ф. Гваттари попытались дать представление о взаимоотношении различий как о запутанной корневой системе, в которой неразличимы отдельные отростки, где могут образовываться поперечные связи между расходящимися линиями развития. Р. порождает несистемные и неожиданные различия, неспособные четко противопоставляться друг другу по наличию или отсутствию какого-либо признака. Тем самым концепция различия, на котором основывался принцип бинаризма, теряет свое фундаментальное значение, которое оно имело в доктрине структурализма. Фигура Р. стала рассматриваться как эмблема художественной практики постмодернизма. И.В. Полозова Лит.: DelezJ., Guattary F Rhizome. P., 197 6. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|