ризома


ризома
        РИЗОМА (от греч. rhisoma — корень) — термин постструктурализма и постмодернизма, разработанный в книге Ж. Делёза и Ф. Гваттари «Ризома» (1974). Р. представляет собой корневище, подземный стебель, запутанную корневую систему, состоящую из множества отростков и побегов, регулярно отмирающих и заново отрастающих, находящихся в состоянии постоянного обмена с окружающей средой. Р. может быть рассмотрена как фрактальная структура, для которой высокая степень нерегулярности и фрагментированности воспроизводится в различных масштабах.
        Метафора Р. соединяет в себе два ряда представлений, соотносящихся с архетипической основой психики. С одной стороны, метафора Р. генетически связана с образом мирового древа, традиционно символизирующего универсум, крона и ветви которого представляют земной мир, а корни соответствуют миру умерших, миру теней. Если основной метафорой традиционной теории познания выступала, прежде всего, видимая часть дерева, что предполагало наличие центрального ствола и отходящих от н е г о боковых ветвей, то метафора Р., выражающая сложное взаимопереплетение отростков и побегов, не имеющих единого корня и способных служить корнями для бесконечного множества других отростков, отображает ситуацию в постмодернистской эпистемологии. Образ Р., будучи противопоставленным видимому, сознательному, предполагает также соотнесение со сферой бессознательного.
        С другой стороны, образ Р. восходит к мифологическому образу лабиринта, который считается символом трудного и запутанного путешествия души в материальном мире. Лабиринт интерпретируют, прежде всего, как символ бессознательного, и описание блужданий героя в лабиринте означает исследование человеком области своего бессознательного. Итальянский теоретик постмодернизма У Эко в своем произведении «Имя розы» также характеризовал Р. как прообраз символического лабиринта, характерный для менталитета постмодернизма. Таким образом, Р., связанная с символами дерева и лабиринта, может пониматься как образ, обозначающий сферу бессознательного, сферу непроявленного знания.
        Что предлагает метафора Р. для эпистемологии7. Образ Р. способен выступить в качестве источника новых ресурсов для нее. Р. служит моделью бессознательного с его асистематичностью, иррациональностью, свободной комбинацией знаков, несвязанностью с пространством и временем, динамичностью, континуальностью, симультанностью, наличием аналоговой операциональной системы; она представляет его архитектонику и может быть рассмотрена как структура, «парадигматически» соответствующая современному положению действительности. Вместе с тем образ Р. соответствует некоторым современным представлениям о мироустройстве, напр. о теории фракталов.
        Используя образ Р., Ж. Делёз и Ф. Гваттари попытались дать представление о взаимоотношении различий как о запутанной корневой системе, в которой неразличимы отдельные отростки, где могут образовываться поперечные связи между расходящимися линиями развития. Р. порождает несистемные и неожиданные различия, неспособные четко противопоставляться друг другу по наличию или отсутствию какого-либо признака. Тем самым концепция различия, на котором основывался принцип бинаризма, теряет свое фундаментальное значение, которое оно имело в доктрине структурализма.
        Фигура Р. стала рассматриваться как эмблема художественной практики постмодернизма.
        И.В. Полозова
        Лит.: DelezJ., Guattary F Rhizome. P., 197 6.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 598
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Запрестольный образ
  • ОБРАЗ
  • ОБРАЗ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗ Я
  • Образ
  • Образ
  • Образ
  • Образ
  • Образ
  • Образ Божий
  • Образ раба
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • когнитивный образ
  • образ
  • образ
  • образ воображения
  • образ восприятия
  • образ гипнагогический
  • образ мира
  • образ оперативный
  • образ последовательный
  • образ фантомный
  • образ эйдетический
  • оперативный образ
  • персеверирующий образ
  • последовательный образ
  • сопротивление бессознательного
  • теория бессознательного
  • фантомный образ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь