|
последовательный образпоследовательный образ — зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя. Различаются положительный и отрицательный П. о. Первый окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным. Отрицательный П. о. сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя. Так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый отрицательный П. о. При продолжительном или интенсивном действии раздражителя можно наблюдать несколько смен положительных и отрицательных П. о., к-рые продолжаются в течение десятков секунд или даже минут (см. представления, эйдетизм). Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. последовательный образ Категория. Зрительное ощущение, остающееся сразу после рассмотрения какого-либо объекта при строго фиксированном взгляде. Специфика. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Обычно послеобразы не наблюдаются из-за их стирания саккадическими движениями глаз и маскировки, но очень яркие объекты (Солнце, пламя огня и т. п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы. Послеобраз хорошо заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной точки. После каждого скачка глаз он пропадает, а во время зрительной фиксации вновь появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза является дополнительным к цвету объекта. Продолжительность действия может быть до десяти минут. Синоним. Послеобраз. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ (англ. afterimage, букв. послеобраз) — ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный П. о.). Если затем перевести взгляд на белую стену, то П. о. этого источника света будет виден уже темнее, чем остальная стена (отрицат. П. о.). При более точном самонаблюдении выясняется, что процесс затухания П. о. сложнее: на раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка мин. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов. Интенсивность, длительность и ритмичность смены положительного П. о. (того же контраста, что и наблюдавшийся ранее объект) на отрицат. П. о. зависят от яркости, контраста и длительности предварительно наблюдаемого объекта. После каждого скачка глаз П. о. исчезает, затем во время зрительной фиксации появляется вновь, но уже ослабленный. Видимый размер П. о. пропорционален видимой удаленности поверхности фона, на котором он наблюдается (Закон Эммерта). Если П. о. наблюдается в темноте, то при активных движениях глаз он феноменально перемещается вместе с ними, но при пассивных движениях (напр., при надавливании пальцем на глаз через веко) он кажется стабильным (что согласуется с эфферентной теорией стабильности видимого мира Г. Гельмгольца). Цвет отрицат. П. о. является дополнительным по отношению к цвету хроматического объекта. В обычных условиях П. о. не наблюдаются из-за «стирания» их саккадическими движениями и маскировки др. объектами восприятия; исключением являются очень яркие объекты (Солнце, пламя электросварки и т. п.), вызывающие сильные П. о. Добавление ред.: Некоторым фазам в развитии П. о. присвоены антропонимы: 1-й, 2-й и 3-й положительные П. о. названы в честь знаменитых исследователей — «П. о. Геринга», «П. о. Пуркинье» и «П. о. Гесса» соответственно. Обычные П. о:, несомненно, представляют собой субъективные сенсорные явления, но считать их полноценными образами, обладающими свойствами предметности, константности и т. д. нельзя. В этой связи А. Н. Леонтьев обращал внимание на меткость внутренней формы термина «послеобраз» (англ. afterimage и нем. nachbild) — «следующий за образом»: «Никто не пробует ловить П. о. или действовать с ним. Это так же, как и звон в ушах... Это продукт организации, продукт самого глаза, самой зрительной системы» (Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М., 2000, с. 196). Однако в отличие от звона в ушах П. о. (субъективно) обладают совершенно явной экстрасоматической локализацией (внешней объективированностью). П. о. может наблюдаться без отчетливого видение исходного (прямого) образа. Это показано в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. Яркость стабилизированного образа увеличивалась медленнее, чем протекала скорость адаптации глаза. При этом испытуемый видел пустое поле. Когда источник света выключался, испытуемый видел отчетливый П. о. матрицы (6 х 6), на которой было 36 букв, и во время первой фазы П. о. успевал считывать любые заданные ему перед выключением источника света 2 строчки или 2 столбца (Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., 1969). Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|