регулятивные принципы


регулятивные принципы
        РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ (от лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) — множество правил, определяющих направленность и характер исследовательского поиска. Будучи выражением мировоззренческих и методологических установок, которыми руководствуется тот или иной ученый, Р. п. влияют как на способы организации и осуществления эмпирических исследований, так и на форму создаваемых теорий. В практике познания Р. п. играют роль своеобразного фильтра, заставляющего исследователя выбирать одни цели и средства и отказываться от других.
        Поскольку научное познание является одним из видов социокультурной деятельности, постольку оно выражает, пусть и в специфической форме, особенности того времени, в котором конкретный ученый существует. Поэтому в разные периоды развития науки возникали и использовались различные комплексы принципов, которыми исследователи руководствовались при осуществлении познавательных процедур. Но всегда Р. п. способствовали пониманию учеными того, какие действия они могут осуществлять (и каким образом это делать), оставаясь в рамках своей профессиональной сферы, а какие для них запретны (при этом подобный запрет чаще всего тем или иным образом обосновывался, т.е. указывалось, почему данные действия не могут быть отнесены к сфере науки).
        Одна из важнейших функций регулятивов такого рода связана с формированием в сознании членов научного сообщества определенного «образа науки» и представлений об «идеале научности». В зависимости от специфики такого рода представлений оформляются и разные эталоны как способа постановки исследовательских задач, так и средств, используемых для их решения. Кроме того, для успешного осуществления познавательных действий всегда необходимо наличие каких-то критериев, позволяющих специалистам однозначно оценить результаты, получаемые в процессе исследовательского поиска. Решена поставленная задача или нет — оценки такого рода не могут зависеть от индивидуально-субъективных соображений; они всегда должны разделяться, по крайней мере, большинством членов профессиональной группы. И Р. п., принятые данным конкретным сообществом, достаточно жестко влияют на отбор таких критериев.
        Помимо прочего, организация исследовательской деятельности предполагает обязательное определение каких-то норм, позволяющих контролировать успешное осуществление учеными намеченных ими познавательных действий, а также отделять все, что входит в сферу науки, от того, что к ней не относится. Правда, многочисленные попытки такого рода пока не привели к каким-то результатам, однозначно оцениваемым всеми специалистами. Т е м не менее можно выделить несколько групп Р. п., определяющих общий характер именно научного познания. К ним относятся, прежде всего, методологические требования. Принципы, входящие в эту группу, формируют представление о специфических признаках научных знаний (принцип наблюдаемости, проверяемости, системности, обоснованности знаний и т.д.). Вторая группа определяет социально—психологические характеристики, регулирующие отношения между членами научного сообщества (как между отдельными людьми, так и между коллективами). Наконец, следует учитывать то обстоятельство, что в последнее время все большее значение приобретают различного рода моральные требования, также регулирующие поведение ученых. Их можно выделить в группу «этических регулятивов». Сюда относятся запреты на сознательную подтасовку полученных данных, плагиат и пр. В целом, все Р. п. комплексно определяют особенности научного познания на каждом этапе его истории.
        С. С. Гусев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1072
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
  • КОНСТИТУТИВНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
  • ЛОГИКА НАУКИ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Логика Научного Познания
  • МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
  • НАУКИ О ДУХЕ
  • НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • Надежда Пандоры: очерки по поводу реальности исследований науки
  • Ошибки (I и II рода) (errors (type I and II))
  • РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Риторика в истории науки
  • Рода
  • Рода
  • Рода
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • вера в теории познания и философии науки
  • идеологизация науки
  • классификация науки
  • конститутивные и регулятивные принципы
  • логика научного познания (логика науки)
  • методология науки
  • науки о природе и науки о культуре
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки
  • язык науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь