мыслительный коллектив


мыслительный коллектив
        МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ — понятие социологии и истории науки, предложенной Л. Флеком в работе «Возникновение и развитие научного факта» (1935). В центре работы размещена проблема восприятия значимых данных и результатов научного исследования на примере диагностики и лечения сифилиса. Опираясь на собственный опыт врача-микробиолога и на динамику моральных и эмпирических представлений о сифилисе с 15 в., Л. Флек показывает, что факт не является твердым и независимым основанием научного знания, поскольку неотделим от истории понятий и смены техник исследования. Сталкиваясь с рядом признанных положений, отдельные идеи и открытия образуют с ними самодостаточную гармоническую систему, внутри которой уже нельзя найти логические истоки каких-то отдельных элементов. Кристаллизующуюся таким образом структуру мышления, которая обладает значительной устойчивостью, сопротивляясь новым данным и интерпретациям, Л. Флек называет «стилем мышления». Любой факт существует и признается лишь в рамках исторически ограниченного, социально определенного стиля мышления, который формируется в процессе научной коммуникации.
        Согласно Л. Флеку, «некто познает нечто» — лишь часть корректного описания эпистемологической ситуации и подобно утверждению «эта книга больше». В обоих суждениях имеется недостающий элемент, и в случае познания таковым является М. к., социальный референт стиля мышления. М. к. — это сообщество людей, поддерживающих интеллектуальное взаимодействие, единица развития какой-либо сферы мышления, определенного уровня знания и культуры. Л. Флек определяет М. к. реляционно, не связывая его с конкретной социальной группой или с классом и уподобляя силовому полю в физике. Однако он указывает и эмпирические формы М. к.: профессиональные (включая научные) среды и гильдии, религиозные сообщества, носителей моды, конкурирующие научные группы. М. к. замкнуты как формально-юридическими нормами, специфическими традициями, наличием специального языка, — так и содержательно: через процесс научения, в ходе которого новичкам авторитарно навязываются мыслительные структуры, ритуалы посвящения, ограничение круга допустимых проб л е м и специфическое видение практических задач. Таким образом, М. к. обладает двойственным статусом: это эмпирическая группа, члены которой могут быть связаны не только личным знакомством, но и системой публикаций, образовательным институтом или работой СМИ; но это также структура коммуникации и социальных детерминаций, определяющих стиль мышления.
        Индивидуальный член никогда вполне не осознает коллективный стиль, тогда как последний оказывает абсолютно принудительное воздействие на его мышление, и вопреки ему ничего нельзя даже помыслить. В этом понимании коллективной обусловленности мышления Л. Флек следует социологии Э. Дюркгейма, соединяя ее с теорией гештальта (см. Гешталътеория мышления), и критикует как логический позитивизм с его протокольными предложениями, так и объективизм, утверждающий данность объективных свойств индивидуальному восприятию. Разделение труда в науке Л. Флек понимает также в духе Э. Дюркгейма — как совокупность индивидуальных вкладов в систему знания со стороны специалистов, состязающихся на основе научной солидарности и служения общей идее. Наряду со взаимозависимостью исследователей и иерархией степеней посвящения в знание, это служит созданию общего мыслительного настроя и стабилизации стиля мышления.
        Различие форм, в которых выражается и распространяется знание, тесно связано со структурой М. к. Узкий/ широкий круги посвящения в научных М. к. — это авангард и аутсайдеры/основная группа, которые производят соответственно экспертное/популярное знание. Экспертное знание формируется в передовой науке журнальных публикаций — в дискуссиях узких специалистов о фактах и их интерпретации. Эта форма науки стремится к установлению точных различий и воспроизводится в форме множества мыслительных ограничений. Широкое знание воспроизводится в науке учебников и популярных изданий, транслирующих целостное мировоззрение посредством наглядных образов. Неоспоримость фактов возрастает при переходе от дискуссионного характера журнальной науки к устоявшимся и устаревающим идеям науки учебников и далее к обыденному восприятию.
        Работа Л. Флека стала одним из источников концепции науки, сформулированной Т. Куном в работе «Структура научных революций».
        А. Т. Бикбов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1173
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Блейхера–Худика методика исследования критичности мышления
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЗАКОН МЫШЛЕНИЯ
  • Закон Мышления -
  • МЫШЛЕНИЯ ЗАКОНЫ
  • МЫШЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ
  • МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ
  • Методики Оценки Дивергентного Мышления
  • Нарушения Мышления
  • Нарушения мышления (thought disturbances)
  • ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
  • Расстройство мышления
  • СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • СФЕРА МЫШЛЕНИЯ
  • Тугоподвижность мышления
  • ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ ПРИНЦИП
  • ЭСТЕТИКА МЫШЛЕНИЯ
  • гештальттеория мышления
  • закон мышления
  • когнитивные типы мышления
  • культура мышления
  • мышления нарушения
  • нарушение мышления
  • нарушения мышления
  • оптимизации мышления методы
  • психология мышления
  • синкретизм мышления
  • стиль научного мышления
  • схема мышления
  • формы мышления



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь