аномалия АНОМАЛИЯ (в науке) (от греч. anomalia; a — «не» и nomos — закон) — познавательная ситуация, при которой результаты наблюдений и экспериментов противоречат общепринятым теоретическим представлениям или не совпадают с предсказаниями, сделанными на основе таких представлений.
Различаются три основных типа отношений ученых к А. 1. Обнаруженная А. может практически игнорироваться, т.е. отодвигаться на «периферию» научного знания, в течение определенного периода не оказывая существенного влияния на состояние и развитие науки. Подобное происходит тогда, когда принятая теория или программа находится на «подъеме». Успешно развиваясь, она постоянно сохраняет концептуальную и практически-прикладную перспективу, ценность которой в сознании ученых неизмеримо превышает значение А. (напр., дифракционный опыт Гримальди, противоречивший корпускулярной теории света, на протяжении полутора столетий воспринимался как странный, но незначительный факт). 2. А. может рассматриваться как «головоломка» (трудная, но принципиально разрешимая задача), требующая модификации принятой теории: введения добавочных допущений, совершенствования математического аппарата и т.п. (пример — гипотеза Лоренца—Фицжеральда, призванная привести результаты опыта Майкельсона—Морли в соответствие с классической электродинамикой). 3. А. может быть признана контрпримером, указывающим на ложность или ограниченность теории, невыполнимость исследовательской программы. Такое отношение, как правило, связано с «кризисным периодом» в развитии научной дисциплины: быстрым нарастанием количества обнаруженных А., повышением роли альтернативных теоретических систем и гипотез, изменением методологических установок исследователей, пересмотром обще- или специальнонаучной картины мира. Чем глубже и полнее разработана теория (исследовательская программа), тем она чувствительнее к А. (чем точнее предсказания, тем разительнее их несовпадения с опытными данными). В «кризисные периоды» развивается модернизация и вводится новая экспериментальная и измерительная техника,
повышается психологическая восприимчивость к новым идеям. В конечном счете эти процессы могут привести к научной революции.
Особый тип А. — обнаружение противоречий в фундаментальных математических теориях (парадоксы теории множеств) или нереализуемости универсальных программ (напр., программы Д. Гильберта), а также при поиске общих доказательств теорем. Такие А. обнаруживаются не при помощи экспериментов, а специальными методологическими процедурами (напр., доказательством формальной непротиворечивости), конструированием абстрактных объектов, выполняющих условия искомого доказательства, но противоречащих его заключению, и т.д. В.Н. Порус
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация».
И.Т. Касавин.
2009.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.