Магия, наука и религия


Магия, наука и религия
        «МАГИЯ, НАУКА И РЕЛИГИЯ» («Magic, Science and Religion») — одна из наиболее известных работ англ. этнографа и исследователя культуры Бронислава Малиновского. Впервые опубликована в книге «Science, Religion and Reality» (ed. by J. Needham. L., 1925), перепечатана в: Malinowski В. Magic, Science and Religion and Other Essays. Glencoe, 1948; рус. пер.: Б. Малиновский. Магия, наука и религия // Магический кристалл. М., 1992; отдельное полное издание 1998. Основываясь на результатах антропологических (этнографических) исследований примитивных культур, Малиновский решает проблему соотношения «профанной» (хозяйство, ремесла, искусство и т.д.) и «сакральной» (ритуальное и культовое поведение) сфер общественной жизни.
        В своей повседневной деятельности, в отношении к природе и жизни примитивный человек руководствуется рациональными знаниями (умениями, навыками), которые закрепляются в традиции и передаются из поколения в поколение; учитывает естественные силы природы и накапливает способы их использования и контроля над ними. При этом вся жизнь туземцев пронизана магией и религией. Это функции культуры, удовлетворяющие определенные потребности социального и психологического планов: они обеспечивают единство племени, организацию общественного труда; смягчают стрессы, вызываемые ударами судьбы, смертью, природными стихиями; помогают преодолеть страх и неуверенность в своих силах, вызываемые ограниченностью практических возможностей.
        Культурные функции религии и магии не только сходны, но и различны. Религия обеспечивает духовное единство людей, обосновывает и закрепляет социальный порядок, традиции, является носителем нравственности. Она гармонизирует отношения человека с миром, поддерживает в нем мужество и самообладание в борьбе за жизнь перед лицом неизбежной смерти. Объектами религиозной веры являются духи и демоны, благосклонные к человеку силы тотема, загробная жизнь, боги и полубоги, т.е. силы несравненно более могущественные, чем человек. Она является всеобщим достоянием, составляя основу внутренней духовной жизни. Магия является совокупностью практических действий, направленных на достижение конкретных целей: предотвращение набегов диких животных на возделанные поля, защиту моряков от акул и штормов, завоевание сердца возлюбленной, победу над врагом, постройку дома или лодки и т.д. В этих своих целях магия тесно переплетена с рациональными знаниями и искусствами, а также с мифологией, утверждающей ее истинность и жизненную необходимость.
        Культурная функция магии заключается в том, что она обеспечивает примитивного человека стандартными духовными и материальными техниками, позволяющими сохранять устойчивость психики и форм деятельности в неравновесных, часто критических ситуациях, в «ритуализации человеческого оптимизма, в укреплении его веры в победу надежды над страхом». Вера в магию — это убеждение в том, что с помощью заклинаний и обрядов можно достичь вполне конкретных практических целей. В примитивных обществах магия — особое искусство, хранимое и наследуемое «профессионалами» — колдунами или знахарями.
        Практическая целенаправленность магии сближает ее с наукой, вернее — с теми зачатками последней, которые имеются в примитивных культурах. Среди них: систематизация обобщений опыта, выявление устойчивых связей между ними, их воплощение в результатах практической деятельности, оформление в традициях, поддерживаемых социальной организацией, наличие устойчивых форм обучения ремеслу, трудовым операциям, организации обмена и торговли, социальной коммуникации. Магия имеет свою «теорию» или систему принципов, диктующих правила магических действий, несоблюдение которых делает магию безуспешной; метод, включающий коррекцию допущенных погрешностей или неудач; эти и др. сходства позволяют видеть в магии «псевдонауку». Но если наука стоит на универсальном опыте, добываемом в борьбе с природой за существование и безопасность, в опыте наблюдения и практики, закрепленном рассудком, то магия основывается на специфическом опыте эмоциональных состояний. «Наука основывается на убеждении, что опыт, усилия и логика действенны; а магия — на вере в то, что надежда не может не сбыться, а желание не может быть обмануто. Научные учения диктуются логикой, а учение магии — ассоциацией идей под воздействием желания». Поэтому рациональные знания включаются в различные формы социального контекста и виды практической деятельности, а магия, окруженная таинственностью, предписаниями и запретами (табу), — в сферу сакрального.
        Функциональный подход к пониманию магии, религии и науки был развит Б. Малиновским в особую культурологическую концепцию — функционализм, — согласно которой антропологические факты должны объясняться «их функциями, их участием в целостной системе культуры» (Malinowski B. Anthropology// Encyclopaedia Britannica, 1926), их связью между собой, а образуемой ими системы — со всей жизненной средой человеческих обществ.
        В.Н. Порус

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1548
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “Деонтология, или Наука о морали”
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • КОНТАГИОЗНАЯ МАГИЯ
  • Магия
  • МАГИЯ
  • магия
  • МАГИЯ
  • МАГИЯ БЕЛАЯ
  • МАГИЯ ГОМЕОПАТИЧЕСКАЯ
  • МАГИЯ ЗАРАЗИТЕЛЬНАЯ
  • МАГИЯ ИМИТАТИВНАЯ
  • МАГИЯ КОНТАГИОЗНАЯ
  • МАГИЯ ПОВТОРЕНИЯ
  • МАГИЯ СИМПАТИЧЕСКАЯ
  • МАГИЯ СЛОВА
  • МАГИЯ ЧЕРНАЯ
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Наука и социология знания
  • наука: подход рационалистический
  • наука: подход эмпирический
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Психологическая наука (psychological science)
  • религия и наука
  • Религия и психология (religion and psychology)
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • ЧЕЛОВЕК ПО ИМЕНИ МОИСЕЙ И МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
  • Черная магия
  • Что значит быть летучей мышью?
  • Экосистемный, или холистский подход в социальной работе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь