|
культурно-исторический типкультурно-исторический тип КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП - понятие, на применении которого основана типология культур в культурологии (см. Типологический метод в социальных науках). Тип — это идеальное образование, с помощью которого многообразие реальности культур подвергается группированию на основе извлечения некоторых инвариантных форм, идентичности, исторического сходства или одновременности, региональной принадлежности. Огромный массив явлений культуры не может быть типологизирован одним единственным способом. Типология культур предполагает ряд подходов, дающих возможность типологизации по разным основаниям; она может осуществляться на уровне теоретических принципов в общих типологиях и на уровне эмпирических характеристик в менее генерализованных частных типологиях. Обычно типологизация начинается с установления типов связи культуры и природы. На начальном этапе культура предстает как способ жить, как адаптация человека к природе. Другой тип отношения природы и культуры характеризует культуру как «вторую природу», созданную самим человеком. Сегодня культура в ее отношении к природе типологизируется как способ выживания человечества. Эта типология связи природы и культуры предложена ЮНЕСКО. Не менее значима историческая типология культур. Присутствуя в качестве имплицитного фактора в понимании связи культуры и природы, история становится доминантой типологизации. При исторической типологизации используются те этапы, которые выделены в истории культуры на основе эмпирического обобщения культуры; с этой точки зрения культуры делятся на древние, средневековые, культуры Нового и Новейшего времени. Другой путь — теоретический — связан с определением сущности культур в эти эпохи. Обычно выделяют доклассический тип культур (характеризующий культуры Древнего мира и Средневековья), классический, неклассический и постклассический. Культуры классического типа возникают в Новое время; они характеризуются гуманизмом, историзмом и рационализмом. Культуры неклассического типа — преимущественно культуры 20 в. Здесь господствуют иные принципы: защита цивилизационных способов жизни, вера в науку и технику как новая форма рационализма, признание плюрализма и разнонаправленности культур. В постклассических культурах ослабляются и эти принципы. Здесь господствуют принцип бессубъективности, признание многообразия рациональностей, разнообразия стилей жизни и ценностей. Беря за основание типологизации традицию, культуры делятся на традиционные, современные и постсовременные, чему соответствуют одноименно названные общества. Эта типология лежит в основе модернизационных теорий. Здесь возникают дополнительные возможности типологизации, связанные с выделением технологических основ — доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные культуры. Регионально-этническая типология исходит из этносов и территорий. Она дает такие типы, как русская или американская культуры, культуры Востока и Запада, Севера и Юга. Здесь могут быть выделены и локальные типы культур. В частности, в соответствии с традициями немецкой культурно-исторической школы (Ф. Гребнер, В. Шмидт) и принципами американской культурной антропологии, сформулированными Францем Боасом (с 20-х по 30-е гг. 20 в. эти принципы развивали Р. Бенедикт, М. Мид, П. Радин, Л. Уайт, А. Кребер и др.), следует отказаться от поиска универсальных объяснительных моделей в познании культуры и сосредоточиться на изучении и типологизации локальных культурных общностей, выделяемых главным образом, по этническому признаку. Нельзя не отметить типологии, основанные на художественно-эстетическом освоении действительности, на культурной картине мира: культура готики, барокко, классицизма, романтизма, реализма, модернизма и пр. В марксизме типология культур совпадает с динамикой общественно-экономических формаций. Культура может быть типологизирована на основе своего носителя — элитарные и массовые, — а также по отношению к основным культурным материалам: базовые, субкультуры, контркультуры и т.д. При всей пестроте и многообразии типологий, типология культур, осуществленная по одному основанию, в силу объективности культурно-исторического процесса связана с типологиями, осуществляемыми по другим основаниям. Так, культура как вторая природа соответствует культуре Нового и Новейшего времени, включает доклассический и неклассический типы культур, является современной, характерной преимущественно для стран Запада (с присущими ему стилями готики, барокко, классицизма, реализма, модернизма), индустриальной, эгалитарной, на позднем этапе переходящей в массовую культуру 20 в. Типология культур является эпистемологически ценным инструментом культурологии, позволяющим включать эту дисциплину в междисциплинарный синтез. Т.Ф. Кузнецова Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|