Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
конструктконструкт КОНСТРУКТ (от лат. constructio — построение) — теоретическое или аксиматическое построение, концепт, схема, конфигуратор (Г.П. Щедровицкий), диспозитив (М. Фуко). Выполняя в познании разные функции (исходных начал, условий синтеза и сборки разнородных представлений и т.п.), они имеют то общее, что являются продуктом деятельности, трактуемой в искусственном залоге, — проектирование, конструирование, сборка, синтез. В «Новом рационализме» Г. Башляр пишет о том, что современная наука базируется на проекте; она обучается на том, что конструирует. Уже у Платона и Аристотеля можно найти зачатки такого подхода; хотя в «Государстве» Платон говорит почти как проектировщик («Так давайте же займемся мысленно построением государства с самого начала. Как видно, его создают наши потребности»), государство он обсуждает в рамках познания, имея в виду выявление и описание соответствующей идеи. В Средние века Августин, Боэций, П. Абеляр (потом в эпоху Возрождения Н. Кузанский) вводят представление о концепировании (концепте), понимая под этим сборку по слову (знаку) в уме и душе человека разнородных реалий (таких как имя, речь, вещь, знание, понятие, универсалии, высказывание и др.). В Новое время Э. Кондильяк в «Трактате о системах» говорит о системе научных знаний как о сознательном построении, подчиняющемся определенным принципам. И. Кант в «Критике чистого разума» рассматривает научное знание и схематизмы мышления как продукт деятельности человека (ученого или философа), который сам a priori строит объект и приписывает ему нужные свойства. После работ К. Маркса и развития в 20 в. проектирования и технологии взгляд на научные построения как на К. постепенно пробивает себе дорогу. Напр., не только Башляр, но Г. Щедровицкий рассматривает научные теории (в плане методологического идеала) как результат проектирования. Близка к этой точке зрения и позиция философов науки, разделяющих концепцию научно-исследовательских программ. Однако в какой мере трактовка теоретических построений как К. является верной, действительно ли ученый (философ) проектирует свою теорию или науку? Конечно, многое здесь зависит от методологической испорченности последнего; есть философы и ученые, которые считают, что конструирование и проектирование распространяются на все, в том числе и на познание; но не меньше и других, чуждых конструктивным амбицим в отношении своей деятельности. Кроме того, нужно учесть, что даже когда философ или ученый проектируют научное знание, они понимают свои действия своеобразно, не так, как инженеры-конструкторы или обычные проектировщики; в частности, реализацию своих «проектов» они трактуют в эпистемическом ключе, т.е. как внедрение нового знания в ходе его обоснования, применения и продвижения в сфере образования и в практической области. Наконец, отметим, что научная теория и наука формируются не только в результате сознательного проектирования и конструирования, даже если таковые имеют место, но также действия ряда других факторов — коммуникации и споров, влияния традиций и научной среды, учета сопротивления материала, анализа того, что получается в результате замысла и реального движения, и др. Развитию взгляда на познание как на конструирование или проектирование способствовал марксизм, и в частности — методология в варианте «панметодологии», последовательно развиваемая Г. П. Щедровицким. Одно время он утверждал, что настанет время и наука отомрет за ненадобностью, а заменяющие ее К. буду сознательно проектироваться в рамках общей методологии. Но даже если не соглашаться с этим чересчур смелым прогнозом, стоит признать, что взгляд на науку как на К., а также использование конструктивных и проектных технологий, являются полезными, расширяя арсенал средств познания. В.М. Розин Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|