|
гипостазированиегипостазирование ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ (от лат. hypostasis — сущность, субстанция) — овеществление абстрактных сущностей, приписывание им свойств реальных предметов и реального существования. В древнем мире мифологическое мышление осваивало абстрактные понятия путем Г., что было неизбежно в силу конкретно-образного характера этого типа мышления. Анимистическое мировосприятие людей одушевляло весь универсум — животных, растения, камни, звезды и даже абстрактные понятия. Напр., в религии египтян имелось множество чистых абстракций, понимаемых как живые силы. «Воля», «разум», «энергия», «вечность» были представлены человекоподобными божками, которые олицетворяли силы, поддерживающие в мире гармонию и порядок. Абстракции наделялись антропоморфными чертами: в каждом абстрактном или конкретном явлении как бы присутствовала личность, и она проявляла свою волю. Г. с успехом используется как художественный прием в литературе и искусстве. В виртуальных мирах все имеет право на существование и равно реально переживается как действительное, так и чистый вымысел. Напр., в стихотворении Федора Сологуба «свобода победы» уподобляется торжествующему народу: «Свобода победы ликует в чужой лучезарной дали, но русское сердце тоскует вдали от родимой земли» (Гимны Родине, 1903). Г. выполняет вполне объяснимую когнитивную функцию в научном познании. Когда разум человека впервые сталкивается с чем-то выходящим за пределы чувственного опыта, поневоле появляется желание объяснить неизвестное через понятно-чувственное, через освоенные уже образы реального. Конструируя в процессе творчества чувственный образ, человек воплощает в нем новые нарождающиеся смыслы, сводя непривычное к привычному. Напр., на заре квантовой теории Нильс Бор предложил модель водородного атома, которая воссоздавала образ зримой планетарной системы: положительный заряд в центре, в очень малом объеме, с электронами, вращающимися по круговым орбитам вокруг ядра в соответствии со вторым законом Ньютона и притягивающимися к нему согласно закону Кулона. Хотя в дальнейшем была осознана неуловимая процессуальность феноменов микромира, планетарный образ атома тем не менее способствовал возникновению новой физической парадигмы. Г. может приводить к логическим ошибкам, когда с абстрактными понятиями обращаются как с конкретными предметами. Напр., понятие «кошка» обобщает в класс отдельных представителей кошачьей породы, указывая на общие отличительные признаки. Нередко невольно предполагают, что существует «кошка как таковая», и приписывают ей специфические признаки — сиамская, черная и пр. Известный софизм построен на противопоставлении абстрактного понятия «лошадь» конкретной лошади: «Китайский софист Гунсунь Лун на белой лошади подъехал к пограничной страже. Начальник стражи сказал, что проходить стражу могут люди, а лошадей проводить не разрешается. Гунсунь Лун нашел выход из положения с помощью такого рассуждения: "Лошадь может быть рыжей, а моя лошадь не может быть рыжей, так что моя лошадь не есть лошадь". Начальник стражи, шокированный таким рассуждением, пропустил Гунсунь Луна вместе с его лошадью». Увлеченные исследователи могут совершать ошибки Г. по причине эмпатии — эмоционального вживания в образ абстракций. Ошибку совершает этик, рассуждая о добре и зле, как если бы они существовали в том же смысле, что и люди, совершающие добрые или злые поступки. Особенно часто «безответственным овеществлением» (по выражению У Куайна) грешат философы, когда абстрактные истины некритически применяют в прагматических ситуациях, смешивая идеал с его реализациями в конкретных ситуациях. И.А. Герасимова Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|