|
возможность и действительностьвозможность и действительность ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. — Возможностью называют заложенную в объектах предрасположенность (диспозицию, способность) к возникновению новых объектов, реализовавшуюся возможность называют действительностью, а переход возможности в действительность — действием, становлением, движением: «Осуществление того, что существует в возможности,... есть движение» (Аристотель. Метафизика. М., 1934. X 19, 1065b—1066 а7). Категория возможности была введена Аристотелем в полемике с элеатами, которые утверждали, что сущее может возникнуть либо из сущего, либо из несущего, но и то, и другое невозможно, ибо сущее уже существует, а из ничего ничто не возникает. Для разрешения этой апории Аристотель различил Sovctuic; (сила) — существующее потенциально — и svspysi (деятельность) — существующее актуально. Существующее актуально возникает не из ничто, а из существующего потенциально. В Средние века эта идея Аристотеля была развита в учении об акте (синониме svspysia) и потенции (синониме Зоуацц). Понимание действительности как реализованной возможности и, следовательно, как результата действия существует не только в философских текстах, но и в обыденном сознании, и даже просматривается в этимологии обозначающих ее слов: русское «действительность» происходит от глагола «действовать», греч. «svepysia» — от глагола «evspysco», латинское «actus» — от глагола «ago», немецкое «Wirklichkeit»— от глагола «wirken» и т.д. С переходом возможности в действительность связаны не только человеческие действия, практика, но и познание. Если действия — это реализация возможностей, то теоретическое познание — их выявление. Именно так понимали теоретическое познание Р. Декарт и И. Кант. Но действительность важно понимать не только как реализовавшуюся возможность, но и как источник возможностей. Выведя действительное из возможного, следует теперь вывести возможное из действительного, ибо из небытия его вывести нельзя. Для решения этой задачи необходимо конкретизировать понятие действительности. Под действительностью нередко понимают объективную реальность в целом, в единстве ее настоящего, прошлого и будущего. В более узком смысле действительность понимается как настоящее, противопоставляемое прошлому и будущему. Понимание действительности как всего, что существует в настоящее время, а возможности — как предрасположенности к возникновению новых объектов в будущем, позволяет различить три типа возможностей: логическую, номологическую и фактическую. Логически возможно все, что не противоречит законам логики; номологически — все, что не противоречит законам природы; фактически — все, что не противоречит актуально существующему в пространстве—времени, эмпирическому положению вещей. При анализе фактической возможности возникает вопрос о соотношении возможного и будущего. Для сторонника лапласовского детерминизма будущее однозначно детерминировано настоящим и, следовательно, совпадает с возможным. Если действительное — это настоящее, то возможное — это будущее. Но в силу конечности наших познавательных способностей мы лишь в редких случаях можем предсказать будущее с абсолютной точностью. Это вынуждает различать необходимое, которое превращается в действительность всегда, невозможное, которое не становится действительностью никогда, и возможное — то, что может стать, а может и не стать действительностью. Но в самой действительности есть лишь необходимое и невозможное, а «случайным или возможным называется вообще то, необходимую причину чего нельзя разглядеть» (Гоббс Т. О теле // Гоббс Т. Соч. М., 1989. Т. 1. С. 87). Противники лапласовского детерминизма, признающие разрывы в каузальных цепях, полагают, что возможное, понимаемое как то, что может стать, а может и не стать действительностью, существует объективно. Возможности, для осуществления которых в действительности нет реальных предпосылок, они называют абстрактными, а возможности, для осуществления которых эти предпосылки есть, — конкретными. Понятие действительности, трактуемой как нечто промежуточное между прошлым и будущим, — довольно узкая основа для анализа возможностей. Поэтому в теории вероятностей оно заменяется понятием условий, которые могут находиться не только в настоящем, но и в прошлом (говорят об упущенных возможностях), и в будущем (говорят о создании новых возможностей); они могут быть помещены даже в воображаемом, теоретическом мире. Поскольку условия фиксируются конечным человеческим сознанием, они по определению не могут включать все факторы, детерминирующие интересующие нас события и следовательно, предсказывать их однозначно. На их основе можно вычислять лишь степень возможности, т.е. вероятность, этих событий. Категории «возможность» и «действительность» используются не только в философии, но и в логике, являясь основанием для различения суждений возможности (проблематических), действительности (ассерторических) и необходимости (аподиктических). В последние десятилетия для их определения используют введенное Лейбницем понятие возможного мира. При этом необходимость приравнивается к истинности в каждом возможном мире, а возможность — к истинности в одном из возможных миров. Г.Д. Левин Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|