Последствия депривации (deprivation effects)


Ребенок иногда оказывается депривированным уже на момент рождения вследствие развития в пренатальных условиях, могущих вызывать повреждения тела и НС и жестко ограничивать экспрессию наследственных задатков новорожденного, к-рые в иных обстоятельствах оказали бы влияние на то, каким человеком он стал бы впоследствии.

Исследовательские данные подтверждают предположение, что мн. дети уже с рождения обнаруживают повышенную раздражительность с симптомами нервной гиперактивности; нек-рые рождаются с психич. задержкой, вызванной плохим питанием или алкоголизмом матерей; нек-рые с рождения вынуждены справляться с симптомами отнятия вследствие пагубной склонности матерей к героину, морфию или метадону; одни дети рождаются с синдромом Дауна (монголизмом) из-за возраста матерей, а другие — с волчьей пастью вследствие приема их матерями в период беременности нек-рых лекарств; нек-рые же рождаются с грубыми дефектами только потому, что их матерей подвергали, с диагностическими целями, большим дозам рентгеновского облучения в течение первых двух месяцев беременности. Мы только начинаем осмысливать последствия для детей ядерных аварий и испытаний ядерного оружия.

На первом году жизни у ребенка нет более насущной потребности, чем иметь тесную, постоянную связь с матерью или ее долговременным заменителем. За исключением голода, болезни пли явного телесного повреждения, никакой др. фактор не сказывается столь существенно на всех сторонах будущего развития и благополучия ребенка (Spitz, 1949). Безуспешные попытки установить постоянную эмоциональную связь в течение первого года жизни заканчиваются общей регрессией развития к эмбриональному уровню функционирования и, в конечном счете, смертью. В более позднем возрасте неудачи в установлении эмоционального контакта с матерью имеют следствием снижение темпов развития, неспособность развить контроль телесных функций, пониженный уровень развития интеллекта, памяти и способности к подражанию, усиление общей апатии и, для мн. детей, смерть. В проведенном Рене Спитцем 5-летнем исслед. приютских детей 37% подкидышей, к-рых он наблюдал, умерли на первом году исслед. Одни из самых серьезных повреждений у детей, лишенных тесной, непрерывной, интерактивной связи с постоянно ухаживающими за ними взрослыми, обнаружены в социально-эмоциональной сфере и заключаются в их неспособности строить отношения с другими. Их неглубокие чувства, недостаток эмоциональной реактивности, задержка речевого развития и трудности в подчинении правилам или улаживании недоразумений и конфликтов с др. людьми неоднократно отмечались исследователями.

Мн. дети живут с родителями, к-рые не могут дать им материнской ласки и заботы. В проведенном Хаймовиц исслед. детей, помещенных в больницу с подозрением на диагноз, известный как синдром чахлости (failure-to-thrive syndrome), у трети таких детей были обнаружены проблемы преим. эмоционального характера, вызванные тонким, неявным нарушением материнской функции.

Исслед., проведенные Г. Харлоу на детенышах макак показали, что присутствие и доступность яв-ся важными свойствами материнского поведения. Обезьянки в экспериментах Харлоу, воспитанные неживыми, «суррогатными матерями», сделанными из проволоки, обтянутой махровой тканью, выглядели здоровыми и довольными, но, когда их помещали к др. обезьянам, были неспособны к нормальному соц. или сексуальному поведению. Те из самок, к-рые все же оказывались оплодотворенными после проведенного с огромными трудностями спаривания, обнаруживали грубые отклонения в материнском поведении, колеблющиеся от полного безразличия к новорожденному до открытого нападения на своего детеныша.

Отсутствие материнского тепла приводит к серьезным последствиям. Сирс, Маккоби и Левин опубликовали данные, согласно к-рым лишение материнского тепла связано с развитием проблем питания или альтернативного симптома — ночного энуреза.

Люди нуждаются в связях и близости с другими на протяжении всей жизни. Исходя из потребности людей в общении, внимании и признании Э. Берн разработал свое понятие строуксов («поглаживаний»), в качестве к-рых может выступать «любой акт, выражающий признание (и одобрение) присутствия другого». Берн считал, что человек, испытывающий пренебрежение окружающих, обречен. Жизнь тех, кто лишен «поглаживаний», вскоре заканчивается безумием или смертью.

Лабораторные исслед. сенсорной депривации взрослых говорят о том, что в таких условиях у испытуемых возникают серии галлюцинаций. Более того, в случаях продолжительного ограничения стимуляции бездействие ретикулярной активирующей системы головного мозга ведет к дегенеративным изменениям нервных клеток. Люди просто не могут бездействовать. Они нуждаются в чувстве доверия и безопасности, в известном смысле архаическом, формирующемся на первом году жизни. Когда базисный уровень доверия низок, последствием этого часто становятся постоянные придирки, ворчание и нытье, подрывающие тесные и прочные отношения на протяжении всей жизни человека.

При отсутствии самоуважения неизбежные жизненные неудачи интерпретируются как подтверждение неполноценности и справедливое наказание за несостоятельность. Результатом может быть насильственное антисоциальное поведение или, чаще, сильная самовозвеличивающая потребность в превосходстве над окружающими и в достижениях. Выживание челов. детей, рождающиеся более беспомощными и менее физически развитыми, чем большинство детенышей др. млекопитающих, полностью зависит от ухаживающих за ними взрослых. Следовательно, мы изначально получаем опыт уязвимости, к-рый оставляет свой отпечаток на всей нашей жизни.

См. также Аффективное развитие, Материнская депривация

Н. Р. Хаймовиц

Просмотров: 1020
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
  • Авторитетное воспитание детей
  • Госпитализм у детей
  • Капризы Детей
  • Крестовый поход детей
  • Метод Приемных Детей
  • Психоз у детей атипичный
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
  • Развитие на протяжении жизни (life-span development)
  • Реактивно возникшее расстройство у детей младшего возраста
  • Ролевая Игра Детей
  • Стадии развития поведения ребенка (children's behavioral stages)
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • УРОВЕНЬ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  • УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • Фрустрация У Детей
  • аффективные нарушения детей
  • капризы детей
  • метод детей приемных
  • приемных детей метод
  • развитие детей возрастное
  • развитие детей двигательное
  • ролевая игра детей
  • уровень группового развития
  • уровень развития умственного
  • уровень умственного развития
  • фрустрация у детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь