Полезависимость (field dependency)


Полезависимость—поленезависимость (ПЗ—ПН, FD—FI) — это назв. специфического когнитивного стиля, к-рый был определен и представлен научному сообществу Германом Виткиным как неотъемлемая часть его более широкого понятия психол. дифференциации. Последнее используется в качестве термина для обобщенной характеристики процесса развития всех организмов и касается специализации функций как на физиолог., так и на психол. уровнях.

Степень психол. дифференциации, свойственной индивидууму, отражает то, в какой мере он способен отделять восприятие себя от восприятия не-себя и/или осознавать границы этого. Психол. дифференциация тж означает степень, с к-рой такие виды психол. активности, как воспоминание, размышление и действие, могут отделяться одна от др. По мере того развития процесса психол. дифференциации в организме, чел. развивает согласованные паттерны способов контроля над различными видами психол. активности — паттерны, получившие назв. когнитивного стиля. Поскольку психол. дифференциация как процесс оказывает влияние на целый ряд областей психол. активности, существует ряд возможных когнитивных стилей, в частности ПЗ— ПН, к-рые Виткин, его коллеги и студенты сделали фокусной точкой своих исслед. и теории.

ПЗ—ПН яв-ся биполярным измерением, отражающим характерные стили интеллектуального функционирования. При описании этого понятия преимущественный акцент был сделан на ПН. ПЗ (за небольшими исключениями) описывается либо как «противоположность», либо как «отсутствие» ПН, в зависимости от области рассматриваемого поведения.

Индивидуум с предельно выраженной ПН был бы таким чел., чей когнитивный стиль отражает крайнюю степень психол. дифференциации. Это означает, что ПН-индивидуум способен легко реструктурировать перцептивную ситуацию или наложить структуру там, где она отсутствует или минимальна. Он обладает сильным чувством осознания себя как отличного от др. Такой чел. проводит четкое разграничение между собой, своими потребностями и ценностями и потребностями и ценностями др.

Противопоставление ПН—ПЗ не означает большей соц. предпочтительности к.-л. из этих стилей. ПН-индивидуумы отделяют себя от др. и демонстрируют сравнительную беспристрастность и объективность в своих оценках и суждениях. Они склонны в большей мере анализировать свое окружение, нежели взаимодействовать с ним. ПЗ-индивидуумы, наоборот, взаимодействуют с др. в своем окружении и склонны вырабатывать у себя сензитивность к тому, что думают и чувствуют др. Так, в процессе взаимодействий с др. они формируют свой банк информ. и умений. Это, в свою очередь, позволяет им справляться со своими повседневными проблемами на одинаковом или даже более высоком, чем у ПН-индивидуумов, уровне.

Теорет. основа понятия ПН—ПЗ была представлена в ранних исслед. Виткина, его коллег и его студентов, к-рые заинтересовались паттернами индивидуальных различий в восприятии, в частности, восприятием вертикали по отношению к направлению силы тяжести. Эти работы привели к разраб. конкретных процедур, к-рые впоследствии стали использоваться в качестве операциональных определений ПН—ПЗ, включая Тест стержня и рамки (Rod and Frame Test, RFT), Тест корректировки положения тела (Body Adjustment Test, BAT), Тест вращающейся комнаты (Rotating Room Test, RRT) и Тест встроенных фигур (Embedded Figures Test, EFT). Виткин считал, что каждый из них отражает определенные характеристики, связанные с паттерном ПН—ПЗ. Несмотря на то, что рез-ты этих тестов могут сопоставляться, они не обязательно должны коррелировать между собой.

RFT состоит из большой квадратной рамки, установленной на держателе т. о., что это позволяет ей вращаться вокруг оси на 360°. К центру этой рамки прикреплен подвижный стержень, к-рый делит ее пополам в любом принимаемом ею положении. И стержень, и рамка окрашены люминесцентной (светящейся) краской, чтобы их можно было видеть в темноте. После исходной демонстрации стержня и рамки экспериментатор изменяет их положение, и перед испытуемым, сидящим в темноте, ставится задача: установить стержень в истинно вертикальное положение по направлению силы тяжести. Большое расхождение рассматривается как отражение дефицита зрительного поля (вызываемого темнотой), к-рое испытывает чел., характеризующийся ПЗ. Малое расхождение RFT свидетельствует о ПН.

ВАТ представляет собой небольшую комнату, сконструированную т. о., чтобы ее можно было наклонять по часовой или против часовой стрелки. Внутри этой комнаты находится кресло для испытуемого, к-рое экспериментатор тж может наклонять. От испытуемого, сидящего на наклоненном кресле в наклоненной комнате, требуется установить это кресло в вертикальное положение по направлению силы тяжести. Те, кто устанавливает кресло, ориентируясь на положение комнаты, а не на гравитацию, считаются ПЗ.

В RRT визуальное поле остается вертикальным, но изменяется направление действия силы тяжести на тело. С этой целью вертикально расположенная камера устанавливается на направляющем устройстве, к-рое может вращаться по кругу, создавая центробежную силу. Испытуемый сидит в кресле с регулируемым наклоном, оно устанавливается экспериментатором под углом к полу камеры. Задача испытуемого — установить кресло т. о., чтобы вернуть тело в «вертикальное» положение. ПЗ-индивидуум склонен устанавливать кресло «вертикально», ориентируясь на положение комнаты, в то время как ПН-индивидуум стремится компенсировать действие центробежной силы, демонстрируя тем самым большее расхождение с гравитационной вертикалью.

EFT — адаптация классических «Фигур Готтшальдта» (Gottschaldt Figures»). Испытуемому предъявляются наборы изображений сложных геометрических фигур с различными цветовыми сочетаниями, каждый из к-рых заключает в себе контуры более простой фигуры. Границы этой встроенной фигуры часто перекрываются цветом и границами более крупных фигур. Рез-ты теста оцениваются по среднему времени (ограниченному пятью минутами), затрачиваемому на поиск простой фигуры внутри сложной. ПЗ-индивидуум, находящийся под сильным влиянием сложного визуального поля, выполняет задание медленнее, чем ПН-индивидуум.

Публикация этих тестов стимулировала исслед., к-рым посвящено огромное количество литературы по ПН—ПЗ, начиная с 1940-х гг., объем к-рой продолжает нарастать до сих пор. Выполнение RFT, ВАТ и RRT преим. отражает то, в какой степени индивидуум при вынесении суждений опирается на восприятие собственного тела (ПН) в противоположность опоре на зрительное поле (отсюда понятие полезависимости и получило свое название). Оценки по EFT представляют др. аспект дифференциации: способность индивидуума к разбиению или реструктурированию более крупной фигуры для перцептивного выделения меньшей фигуры. Это, в свою очередь, предполагает наличие перцептивной аналитической способности к осуществлению структурной реорганизации любого имеющегося фона, а тж к абстрагированию элементов из этого фона. Оценки по EFT тж высоко коррелируют с оценками способности к установлению пространственных отношений, традиционно измеряемой интеллектуальными тестами.

См. также Контекстуальные ассоциации, Фигура/фон, Перцептивная организация

М. Ройдер

Просмотров: 1442
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • HOMQ-MENZURA-ПОЛОЖЕНИЕ
  • “МИР И ИНДИВИДУУМ”
  • ИНДИВИДУУМ
  • Кадровый тест Вандерлика (Wonderlic personnel test)
  • Концепция дифференциации языка
  • МЕТОДЫ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ФИГУРЫ
  • Мичиганский картиночный тест (michigan picture test)
  • ОБРАТИМЫЕ ФИГУРЫ
  • ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
  • Пасторское положение
  • Словарный тест в картинках Пибоди (Peabody picture vocabulary test)
  • Стэнфордский тест достижений (Stanford achievement test)
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Тематический апперцептивный тест (thematic apperception test, TAT)
  • Тест «Лабиринты Портеуса» (Porteus maze test)
  • Тест «Составь картину-историю» (make-a-picture-story test)
  • Тест «дом-дерево-человек» (House-tree-person test)
  • Тест Люшера. Luscher-Test
  • Тест академических способностей (scholastic aptitude test)
  • Тест аналогий Миллера (Miller analogies test)
  • Тест руки (hand test)
  • Тест складывания кубиков (block design test)
  • Тест скрытых фигур (hidden figure test)
  • Тест словесных ассоциаций (word association test)
  • ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
  • индивидуум
  • положение о ламайском духовенстве в восточной сибири
  • после этого значит по причине этого
  • тест профессиональных изображений (Berufsbilder-Test)
  • тест профессиональных интересов (Berufs-Interessen-Test)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь