Аутизм (autism)


Детский А. считается одним из наиболее тяжелых психол. расстройств этого возраста. Характеризуясь ранним началом, А. встречается у 6 детей на 10 тыс. родов при соотношении мальчиков и девочек 5:1. Этиология неизвестна. Прогноз плохой, хотя поведенческая (основанная на обучении) терапия в какой-то степени помогает. А. обычно диагностируют на основании сочетания поведенческих дефицитов и эксцессов с наличием нек-рых видов нормального поведения.

Поведенческие дефициты

1. У ребенка с А. практически отсутствует речь, как рецептивная (понимание), так и экспрессивная. Ребенок может быть немым, а если он иногда говорит, то его речь имеет форму эхолалий (повторы элементов речи, услышанных от окружающих или по телевизору). Дефицитарность рецептивной речи проявляется в следовании лишь простым командам («садись», «ешь», «закрой дверь» и т. д.) при непонимании таких абстрактных элементов речи, как местоимения (твой, мой, его, се и т. д.) или темпоральные термины (первый, последний и т. д.). Неспособность ребенка говорить или понимать речь — наиболее частая жалоба родителей при первичном осмотре ребенка. Проблемы с речью становятся очевидны на втором году жизни ребенка.

2. Ребенок ведет себя так, как если бы у него был явный дефицит ощущений и восприятия — т. е. как будто он слепой и глухой, но более тщательное обследование выявляет сохранность всех сенсорных модальностей. Родители детей с А. жалуются на то, что им очень трудно привлечь внимание своих малышей. Обычно они не поддерживают контакт взглядов с родителями и/или не поворачивают голову в ответ на обращенную к ним речь.

3. Дети с А. обычно не развивают тесных эмоциональных отношений с родителями. Это выявляется в первые месяцы жизни, когда родители обнаруживают, что ребенок не прижимается к матери, находясь у нее на руках, а иногда сопротивляется физ. контакту, напрягая спину и пытаясь выскользнуть из родительских объятий.

4. Дети с А. не играют с игрушками, как это делают обычные дети. Они не проявляют особого интереса к игрушкам и не занимаются ими в свободное время. Если они играют, то часто весьма своеобразно, напр. крутят колеса перевернутого игрушечного грузовика, компульсивно скручивают кусок веревки, нюхают или сосут куклу. Неспособность играть с игрушками может быть выявлена на втором году жизни.

5. Отсутствуют или заметно ограничены игры со сверстниками. Ребенок может либо не проявлять интереса к таким играм, или у него могут отсутствовать необходимые игровые умения и он, как правило, не обращает внимания на др. детей, если только не участвует в простой игре типа «дай—возьми». Этот признак также легко обнаруживается на втором году жизни.

6. Навыки самообслуживания у детей с А. отсутствуют или их развитие крайне задерживается. Им трудно научиться самим одеваться, пользоваться туалетом и есть без посторонней помощи. Эти дети тж плохо распознают обычную опасность, и за ними нужен постоянный присмотр, чтобы они не получили серьезных травм, переходя улицу с интенсивным движением, играя с электрооборудованием и т. д.

Из этих разнообразных дефицитов, вероятно, наиболее важными являются 2, 3 и 5. Нек-рые дети демонстрируют достаточно хорошее развитие в сферах 1, 4 и 6, однако, при наличии остальных признаков, диагностируются как аутичные.

Поведенческие эксцессы

1. У детей с А. очень часты вспышки ярости и агрессии. Эта агрессия может быть направлена на себя, когда дети кусают свои руки, бьются головой о пол, мебель или бьют себя кулаками по лицу. Иногда агрессия направляется на других, и тогда дети кусают, царапают или бьют своих родителей. Большинство родителей детей с А. жалуются на то, что им трудно справляться с ними, на их низкую толерантность к фрустрации и реагирование даже на малейшее препятствие или запрет взрывом ярости.

2. Дети с А. могут часто демонстрировать «самостимулирующее» поведение в форме ритуальных, повторяющихся стереотипных действий. Они раскачиваются всем телом стоя или сидя, хлопают в ладоши, вращают предметы, не отрываясь смотрят на свет, вентиляторы и др. вращающиеся объекты, выстраивают предметы аккуратными рядами, подпрыгивают и приседают или крутятся на одном месте в течение долгого времени.

Эти два поведенческих эксцесса почти всегда присутствуют при А. и полностью выявляются лишь на втором году жизни.

Нормальное поведение

Дети с А. действительно демонстрируют ряд видов нормального поведения, обозначаемых как «навыки-осколки» («splinter-skills») или «островки интактного интеллектуального функционирования». Это нормальное поведение проявляется в следующих сферах:

1. А. часто диагностируется на фоне нормального прохождения стадий развития, таких как овладение самостоятельной ходьбой в 15 месяцев. Часты сообщения о необычайно хорошем моторном развитии детей с А., к-рые ходят и легко удерживают равновесие.

2. Точно тж стало уже привычным искать признаки адекватной памяти при постановке диагноза А. Напр., ребенок с А. может быть способен повторять в форме эхолалий или как-то иначе голоса др. детей или рекламу по ТВ. Или он может хорошо запоминать зрительные детали.

3. Ребенок с А. может иметь довольно развитые специфические интересы — играть с механическими предметами, приборами, заводными игрушками. Нек-рые обнаруживают большой интерес к музыке и танцам. Может замечаться способность к складыванию мозаичных головоломок, любовь к числам или буквам и т. д.

4. У нек-рых детей с А. наблюдаются ограниченные, но специфические страхи, существующие в более кратковременной форме у обычных детей. Напр., ребенка с А. может необычайно сильно пугать звук включенного пылесоса или сирены проезжающей скорой помощи.

Дифференциальный диагноз

1. Трудно провести границу между А. и др. формами дизонтогенеза, напр. умственной отсталостью, при к-рой у детей наблюдаются многие из перечисленных выше особенностей поведения. Дифференциально-диагностическое разграничение обычно основывается на следующих признаках: поведенческие нарушения 1, 2, 3 и 5; поведенческие эксцессы 1 и 2; нормальное поведение 1 и один из признаков 2, 3 или 4.

2. Одни авторы рассматривают А. и детскую шизофрению как одно расстройство, тогда как другие разделяют их. Разделение основано на: а) возрасте — при А. начало заболевания относится к первому году жизни, а детская шизофрения предполагает нормальное развитие по меньшей мере в течение первых двух лет и б) «нарушениях мышления» (галлюцинации, бред и т. д.), к-рые свидетельствуют в пользу детской шизофрении, предполагающей определенный уровень развития речи.

См. также Связь и привязанность, Умственная отсталость, Шизофрения, Z-процесс

А. Ловаас

Просмотров: 867
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИЛИ — ИЛИ”
  • “ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ФЕДОН», или «О душе»
  • «ФЕДР», или «О красоте»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АВТОНОМНАЯ (или малая) РЕЧЬ
  • Велиар или Велиал
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Дети как свидетели
  • Животные, воспитываемые как дети (animals raised as humans)
  • Или, Или. лама савахфани
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Как делать вещи при помощи слов
  • МАРДУК или АЗАРУ
  • ОРИЕНТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ НА ЗАДАЧУ ИЛИ НА СЕБЯ
  • ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ ТЕОРИЯ, или десцендентная
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
  • Расстройство личности с преобладанием социопатических или асоциальных проявлений
  • Расстройство речевого или языкового развития
  • Ребенок, Дети
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Труд, или делание
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • ХАМСА или Ханса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь