ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ


ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
— понятие, введенное Г.В. Лейбницем для объяснения согласованности простых субстанций в универсуме. В монадологии субстанциальные элементы мира — монады не имеют «окон», представляют собой замкнутый мир, невосприимчивый к внешним влияниям. Их общение не может быть результатом обоюдного физического воздействия. Кроме того, не принимая декартовского разделения res cogitans (вещь мыслящая) и res extensa (вещь протяженная), считая, что каждая душа представляет энтелехию собственного тела, Лейбниц вынужден объяснить соотношение души и тела. Для обоснования согласованности монад Лейбниц использует пример двух маятниковых часов, чья синхронная работа возможна, если построить такие часы, чтобы они могли идти строго параллельно благодаря своей конструкции. Так и Бог, создавая монады, сотворил их взаимосогласованными в силу их собственной природы. Душа следует своим законам, тело — своим, и они сообразуются в силу предустановленной Богом гармонии, поскольку являются выражением одного и того же универсума. Души действуют согласно законам конечных причин, тела — по законам причин действующих, и оба царства гармонируют между собой. Это позволяет установить соотношение души и тела, не прибегая постоянно к чуду божественного вмешательства. Бог устанавливает гармонию до творения, что и объясняет очевидное взаимодействие души и тела в мире опыта.
Концепция П.г. была направлена против окказионализма Н. Мальбранша и дуализма Р. Декарта.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
        понятие, введённое в философию Лейбницем (1695) для объяснения всеобщей взаимосвязи и согласованности в мире. Согласно учений о П. г., развитому Лейбницем в 1696, субстанциальные элементы мира — монады, будучи чисто психич. сущностями, не могут физически взаимодействовать друг с другом; однако развитие каждой из них находится в изначально предустановленном богом соответствий с развитием всех др. монад и мира в целом. Благодаря этой сущностной гармонии возникает также гармония в явлениях (физич. детерминизм) и гармония между сущностью и явлением (согласие между конечными и действующими причинами, между душой и телом). Теория П. г. была направлена против окказионализма Н. Мальбранша и картезианского дуализма (см. Картезианство), в рамках деизма в ней отстаивалась имманентная закономерность природных процессов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
понятие, введенное в философию Лейбницем (впервые в 1696) с целью обоснования учения о взаимоотношении монад. Согласно этому учению, монады, как идеальные сущности, не могут физически взаимодействовать между собой; их взаимодействие есть результат гармонии, предустановленной богом. П. г. превращает каждую монаду в "живое зеркало Вселенной". Благодаря этой божеств. гармонии и существует мировой порядок, происходит развитие всех вещей по единому плану. Лейбниц объяснял П. г. не только согласованность всех монад, но и согласие души с телом (см. Избр. филос. соч., М., 1908, с. 360). Ленин обратил внимание на высказывание Фейербаха о том, что учение о П. г. есть "слабая сторона Лейбница" (см. Соч., т. 38, с. 381, ср., также с, 580–81, прим. 147). Слабость этого учения состояла в его религ.-идеалистич. телеологии. В то же время в учении Лейбница о П. г., как и в его учении о монаде, содержатся идеи детерминизма и диалектики: единство Вселенной, всеобщая связь вещей, связь единичного со всеобщим и др. Однако эти идеи не могли получить последоват. развития, этому мешала его религ.-идеалистич. филос. система, носившая в своей сущности метафизич. характер. Учение Лейбница о П. г. было использовано представителями реакц. религ.-идеалистич. философии.
Лит.: Sigwart H., Die Leibnizsche Lehre von der prastabilierten Harmonie..., Tubingen, 1822; Вerthоld G., Leibniz und die Uhrenglelchniss, "Monatsbericht der Koniglich Preussischen Akademie der Wissenschaften zu Berlin", 1874, August; ?isler R., Kritische Untersuchung des Begriffes der Weltharmonie, В., 1895. См. также лит. к ст. Лейбниц.
Б. Мееровский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
    ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ — понятие, введенное в философию Лейбницем (1695) для объяснения взаимосвязи и согласованности субстанциальных деятелей — монад. Последние, будучи замкнуты в самих себе, невосприимчивы к побуждениям извне, не могут взаимодействовать между собой, однако Бог в момент творения установил указанное соответствие их друг с другом и с миром в целом. В качестве примера Лейбниц приводит одинаково отрегулированные часы, объясняя согласованность между душой и телом на примере синхронного движения двух маятников часов различной конструкции, которые встречаются в момент, когда показывают одинаковое время. Это могло произойти тремя способами: 1) согласовать их т. о., чтобы они непременно качались синхронно; 2) поручить какому-нибудь человеку регулировать их движения, делая их синхронными; 3) построить новые часы, настолько добротные и точные, чтобы они могли идти строго параллельно благодаря своей конструкции. Последний способ — наилучший. Согласованность между душой и телом можно обеспечить: 1) путем влияния одного из них на другое (таково Общее мнение представителей различных школ, но этот способ представляется необъяснимым); 2) посредством божественного вмешательства, если Бог будет регулировать их движения, подгоняя одно к другому (как считают представители окказионализма); состояние одного из них давало бы случай Богу вызывать у второго соответствующее впечатление, что было бы непрекращающимся чудом, несовместимым с Божественной мудростью и порядком вещей; 3) посредством точного саморегулирования каждой из двух сущностей, чтобы они могли действовать согласованно в силу собственной природы; последний способ — самый прекрасный и наиболее достойный Бога: Лейбниц называет его “системой предустановленной гармонии”.
    А. А. Костикова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2689
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА
  • Вопрос об отношении души и тела (mind—body problem)
  • гармония
  • ГАРМОНИЯ
  • Гармония
  • ГАРМОНИЯ
  • ГАРМОНИЯ
  • ГАРМОНИЯ
  • ГАРМОНИЯ КЛАССОВАЯ
  • ГАРМОНИЯ ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ
  • ГАРМОНИЯ ПРЕСТАБИЛИРОВАННАЯ
  • ГАРМОНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
  • ГАРМОНИЯ СФЕР
  • ГАРМОНИЯ СФЕР
  • ГАРМОНИЯ СФЕР
  • Лейбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
  • РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Соперничество между потгомками
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕОРИЯ ПРЕДУСТАНОВЛЕННОЙ ГАРМОНИИ
  • Философия науки. Связь между наукой и философией



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь