ПРЕДИКАБИЛИИ


ПРЕДИКАБИЛИИ
(лат. praedicabilia, от praedico — извещаю, высказываю) — в логике Аристотеля пять типов предикатов (сказуемых в суждении), которые могут утверждаться или отрицаться о субъекте высказывания: определение, род, вид, существенный (собственный) и несущественный (привходящий) признак. В этот список Порфирий и более поздние логики включали вместо определения видовое отличие.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ПРЕДИКАБИЛИИ
        (лат. praedicabilia, от praedico — извещаю, высказываю), понятия др.-греч. и схоластич. логики, выражающие типы сказуемых в суждениях (т. е. предикатов). Введены Аристотелем в IV—VI гл. «Топики», где выделяются четыре типа сказуемых, названных впоследствии П.: вид, род, существенный (собственный) и несущественный (привходящий) признак. Порфирий во «Введении к „Категориям" Аристотеля» дополнил П. пятым типом — видовым отличием. В трансцендентальной логике Канта П. рассматриваются как производные понятия рассудка (в отличие от пре-дикаментов, т. е. категорий). Напр., из категории причинности у Канта выводятся силы, действия, страдания; из категории модальности — возникновения, исчезновения, изменения.
        Аристотель, Топика, Соч., т. 2, М., 1978; его же, Категории. С приложением «Введения» Порфирия к «Категориям» Аристотеля, М., 1939; Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ПРЕДИКАБИЛИИ
(от лат. praedicare высказывать)
1) согласно Аристотелю и Порфирию, 5 логических понятий – род, вид, видообразующее отличие, существенный признак, несущественный признак; 2) согласно Канту, выводные понятия рассудка – в отличие от предикаментов, т.е. категорий. Предикабилиями являются понятия силы, действия, страдания, возникновения, исчезновения, изменения и т. п.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ПРЕДИКАБИЛИИ
(лат. praedicabilia) – термин древнегреческой и впоследствии схоластич. логики; обозначает типы сказуемых (предикатов). Аристотель в "Топике" выделяет четыре П.: р о д (?????, genus), в и д (?????, species), собственное отличие (?????, proprium), с л у ч а й н о е или п р и в х о д я щ е е о т л и ч и е (??????????, accidens). Порфирий во "Введении к Категориям" Аристотеля в качестве пятой П. указывает еще в и д о в о е о т л и ч и е (???????, differentia). Пример П. (по Порфирию): живое существо (род), человек (вид), одаренность разумом (видовое отличие), способность к юмору (собственное отличие), цвет волос или сидячее положение (привходящее отличие). В качестве предикатов, к-рые высказываются о (неединичных) классах, П. противопоставляются единичным именам, к-рые такими предикатами быть не могут. В системе аристотелевской логики понятие о П. связано с одной стороны с общей теорией категорий, а с другой – с учением об определении и делении объема понятий. Иное содержание в термин "П." вкладывается в трансцендентальной логике Канта, к-рый определяет П. как производные понятия рассудка a priori, выводимые из нек-рых осн. и первонач. понятий – категорий (или предикаментов). Так, напр., П. силы, действия, страдания являются производными от категории причинности; П. возникновения, исчезновения, изменения – от категории модальности.
Лит.: Кант И., Критика чистого разума, СПБ, 1902; Mинто В., Дедуктивная и индуктивная логика, 6 изд., М., 1909; Аристотель. Категории (с приложением "Введения" Порфирия к "Категориям" Аристотеля), М., 1939; Ахманов А. С., Логическое учение Аристотеля, [М., 1960]; Вidez J., Boece et Porphyre, "Rev. belge de Philologie et d'Histoire", 1923, t. 2, Avril; Кneale W. and Кneale M., The development of logic, Oxf., 1962.
H. И. Стяжкин, A. Л. Субботин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 574
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “КАТЕГОРИИ”
  • “КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА”
  • “ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ”
  • «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • АБСОЛЮТНЫЕ КАТЕГОРИИ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ
  • АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • Иллюзия Аристотеля
  • КАТЕГОРИИ
  • КАТЕГОРИИ
  • КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
  • Категории
  • Категории Сатир
  • Категории Сатир
  • МОДАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ
  • ПОНЯТИЯ СОДЕРЖАНИЕ
  • РАЗУМА ПОНЯТИЯ
  • ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  • ЧИСТЫЕ ПОНЯТИЯ РАССУДКА
  • иллюзия Аристотеля
  • категории
  • категории сна
  • категории сновидений
  • предикабилии
  • семантические категории
  • содержание понятия
  • содержание понятия
  • существенный признак



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь