“ЭТИКА” (Спиноза)


“ЭТИКА” (Спиноза)
    “ЭТИКА, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей, в которых трактуется I О Боге, II о природе и происхождении души, III о происхождении и природе аффектов, IV о человеческом рабстве или о силах аффектов, V о могуществе интеллекта или о человеческой свободе” (Ethica, ordine geometrico demonstrata et in quinque partes distincta in quibus agitur ? de Deo, II de natura et origine mentis, III de rigine et natura aflectuum, IV de servitute humana, seu de afiectuuffl viribus, V de potentia intellectus) — главное произведение Спинозы. Опубликовано в составе его “Opera posthuma” в Амстердаме в 1677.
    1-я часть содержит основные положения метафизики Спинозы — его учение о субстанции, тождественной как Богу, так и природе, ее атрибутах, единичных вещах и модусах. Затронуты также вопросы гносеологии, различие между интеллектом и воображением (imaginatio), вопросы детерминизма и телеологии, случайности и необходимости и др.
    Во 2-й части гаюке исследуются вопросы метафизики, гносеологии и онтологии: взаимоотношение тела и души; параллелизм телесного и мыслительного атрибутов (в частности, отождествление порядков вещей и идей в 7-й теореме); разновидности идей; способы познания и три его рода — чувственное, рассудочное, интуитивное; различие образов, слов и идей; вечность (aetemitas) и время (длительность — duratio); соотношение воли и разума (интеллекта).
    В 3-й части рассматриваются проблемы антропологии и психологии. В связи с учением об аффектах вновь обсуждается проблема психофизического параллелизма. Вскрывается зависимость активных и пассивных аффектов (страстей) от лежащих в их основе адекватных и неадекватных идей; преимущественная зависимость пассивных аффектов от внешних вещей, а активных — от самой души и присущих ей понятий. В конце этой части раскрываются главные аффекты — влечение и желание, удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть, а также говорится о бесчисленном множестве других аффектов (как производных от главных) в зависимости от направленности души к объекту.
    В 4-й части показана сила аффектов — страстей, определяющая человеческое рабство. Здесь поднимаются и вопросы этики в более узком смысле, в частности стремление к самосохранению, проблема добра и зла, подлинная добродетель, отличная от псевдорелигиозного суеверия, ее зависимость от стремления и способности человека руководствоваться только разумом (ratio). Человек, руководствующийся разумом, действительно свободен, живет в согласии с законами государства. Здесь же обсуждаются и вопросы частной жизни человека.
    В 5-й части показывается, каким образом могущество разума может привести человека к свободе, отличающейся от свободы воли. Свобода возможна на основе познания природной и индивидуально-человеческой необходимости. Знаменитая 33-я теорема этой части “Этики” утверждает, что “познавательная любовь к Богу” (Amor Dei intellectualis) возникает из интуитивного рода познания и поэтому вечна. Проблема бессмертия (вечности) души решается не в индивидуально религиозном, а в философском смысле: разумно-интуитивная способность души бессмертна как элемент познания природы.
    Влияние идей “Этики” было многообразным. С критикой ряда ее важнейших положений выступали Толанд, затем Кондильяк и французские просветители 18 в. Немецкие философы 18 в., напротив, восприняли идеи Спинозы как выражение пантеизма и органицизма.
    Рус. переводы В. И. Модестова (1886), H. А. Иванцова (1892). Лит. см. к ст. Спиноза.
    В. В. Соколов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1777
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА"
  • “ДВЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “СТРАСТИ ДУШИ”
  • “Трактат о человеческой природе”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА»
  • АККУМУЛЯЦИЯ АФФЕКТОВ
  • Аффектов неподвижность
  • ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА
  • Вопрос об отношении души и тела (mind—body problem)
  • ДУШИ ГЛУБИНЫ
  • ДУШИ ПРЕВРАЩЕНИЯ
  • ИДЕЙ АССОЦИАЦИЯ
  • ИСТОРИЯ ИДЕЙ
  • Идей
  • Идей
  • Метафизика Души В Русской Психологии На
  • ОДИССЕЙ 24 ДУШИ ЖЕНИХОВ В ЦАРСТВЕ АИДА
  • Открытые вопросы
  • ПАМЯТЬ ДУШИ
  • Поведенческая терапия: проблемы и вопросы (behavior therapy: problems and issues)
  • Полёт идей
  • Скачка идей
  • Стрела познания: набросок естественноисторической гносеологии
  • Трактат о человеческой природе
  • Части
  • Части
  • души небесные и земные



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь