|
ШТРАУС ЭрвинШТРАУС Эрвин ШТРАУС (Straus) Эрвин (11 октября 1891, Франкфурт-наМайне — 20 мая 1975, США) — немецкий философ и психиатр феноменологического направления, один из основоположников (наряду с X. Плеснером) “эстезиологии” — психологии и антропологии чувств (ощущений). С 1938 в США. В основном сочинении “О смысле чувств” (Vom Sinn der Sinne, 1935, 2-е изд. 1956) выступил с обоснованием феноменологической психологии и критикой всей картезианской традиции, закрытой, по Штраусу, для понимания специфики “живого”, — бихевиоризма и физиологической психологии 19—20 вв. (кульминация ее — павловское учение об условных рефлексиях) с их “механоморфным” объяснением поведения человека и животных, эпифеноменализма гештальтпсихологии (“еще более радикального, чем картезианский”), антропологического солипсизма психоанализа (“мы”, по Штраусу, первичнее “я”), “Объективному” однородному пространству и времени физикалистской психологии Штраус противопоставил качественно неоднородное переживаемое “пространство-время” — “даль” (Feme) как континуум изменений живого существа в акутальности его становления (“даль” обнимает полюсы далекого-близкого, “здесь-там”, “теперь-тогда”). Штраус отвергает анатомическую трактовку ощущений (Empfindungen) как “элементов”, регистрируемых “внетелесным” субъектом (“мыслящей субстанцией” Декарта) и складываемых затем в познавательную “мозаику” восприятия (таковыми они предстают лишь в результате их объективации в восприятии): чувствование-ощущение (Empfinden), данное в единстве со спонтанным движением, есть первичное целостное переживание живого существа в его нераздельной динамической (“симпатической”) связи с миром. Ощущение объединяет человека с животными (“симбиотическое понимание”), мир дан здесь в непосредственной (доязыковой) физиогномике и меняющейся перспективе влекущего-отталкивающего, тогда как в дистанции восприятия человек прорывает “горизонт” ощущения, объективируя последнее в языке. Ощущение и восприятие — не различные функции, но различные способы коммуникации с миром; они соотносятся как слышание и слушание, касание и ощупывание, как крик и слово и т. п. По Штраусу, не ощущение, а восприятие является первичной формой познания: мир предстает здесь как объект наблюдения. Контуры предметности, соотношение аффективного (“патического”) и “гностического” моментов многообразно меняются с изменениями характера контакта (коммуникации) в различных модальностях ощущения (нейтральное для видения может быть отвратительным для осязания и т. п.). Каждая из модальностей характеризуется специфической формой времени, пространства, спонтанного движения (“оптическое пространство” целенаправленного движения и задаваемое ритмическим звучанием “акустическое пространство” танца — ненаправленного движения, обращенного на себя, и т. п.; наряду с “психологией действия” и “физиологией движения” Штраус требует создания “психологии движения”), свободы и зависимости (активность видения и пассивность слышания, боль, загоняющая нас в тело и одновременно отчуждающая нас от него, и т. д.), дистанции (видение как чувство дали и осязание с его отсутствием “там” и непрерывно меняющимся фрагментарным “здесь” в горизонте пустоты), физиогномики, измеряемости, сообщаемости и т. п. “Социальные” возможности различных модальностей — тема “социологии чувств” (интимность осязания; возможность совместной направленности на что-либо в видении; превозмогающая сила звучания, захватывающая огромное множество людей, и г п.). Единство чувств, проявляющееся, в частности, в синестезии (наличии “соощущений” других модальностей), не может быть выведено ни из внешних “стимулов” (цвет, звук, запах и т. д.), ни из способов их физического воздействия (звуковые, электромагнитные волны), ни из физиологии органов восприятия, оно коренится в единстве переживающего (ощущающего) субъекта и может быть понято, т. о., только психологически. “Даль” как пространственно-временная форма, в которой развертывается ощущение, сама не ощущается, она соотносительна с возможностями движения-чувствования живого существа (различными в зависимости от его позы, состояния, от того, больно оно или здорово и т. п.). Автор психологических и философско-антропологических работ по проблемам внушения (1925), стыда (1933), прямохождения человека (1949) и др. Соч.: Geschehnis und Erlebnis. В., 1930; Psychologie der menschlichen Wit. Gesammelte Schriften. B., I960. Лит.: Conditio humana. Erwin W. Straus on his 75th birthday, ed. by W.V.Baeyer a. R. М. Griffith. B.-HdIb.-N. Y., 1966 (библиогр. с. 334-337). Ю. H. Horne Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|