Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 ШТРАУС



ШТРАУС


ШТРАУС
(Strauss) Давид Фридрих (1808—1874) — нем. теолог и философ, идейный вдохновитель младогегельянства, основатель тюбингенской школы протестантской истории религии. Труд Ш. «Жизнь Иисуса» (1835—1836), с одной стороны, дал толчок критическим историческим исследованиям жизни и учения Иисуса («критике Библии»), характерным для всего 19 в., с др. — положил начало новому этапу в эволюции гегельянства — младогегельянству, оказавшему влияние на формирование взглядов К. Маркса и Ф.Энгельса. Вопрос «Христиане ли мы и можем ли мы еще быть христианами?» является, по мнению Ш., ключевым для понимания на теоретическом уровне смысла христианских догм. В кн. «Христианское вероучение в его историческом развитии и борьбе с современной наукой» (1840—1841) Ш. дает на этот вопрос отрицательный ответ. В своих исследованиях Ш. подвергает критике достоверность евангельских преданий и жизни и деятельности Иисуса Христа и совершенных им чудес, используя методологический арсенал гегелевской философии. Спекулятивная христология Ш. подрывала традиционное понятие об исключительности личности Христа в духе просветительской теологии 18 в.: богочеловек рассматривался в ней как персонифицированный символ главного мифа человечества. В работе «Старая и новая вера» (1872) Ш., сближаясь с Л. Фейербахом, утверждал, что естественные эмоциональные корни религиозных верований таятся в чувстве страха и зависимости от сил природы. Хотя мнение Ш. о том, «христиане ли мы», не изменилось, он, отвечая на вопрос «есть ли у нас религия?», высказывался уже в пользу пантеизма. «Старая и новая вера» стала объектом критики молодого Ф. Ницше, увидевшего в ней яркий образец нем. филистерства.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ШТРАУС
        (Strauss) Давид Фридрих (27. 1. 1808, Людвигсбург, — 8. 2. 1874, там же), нем. теолог и философ, представитель младогегельянства (см. Гегельянство). В период революции 1848—49 Ш. отстаивал принципы конституц. монархии; после 1866 национал-либерал, монархист, противник социализма. Соч. Ш. «Жизнь Иисуса» (Bd 1—2, 1835—36, рус. пер., кн. 1—2, 1907) было «первым произведением, которое представляло собой некоторый шаг вперёд за пределы ортодоксального гегельянства» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 538). Не отвергая историч. реальности Иисуса Христа, Ш. подверг критике достоверность евангельских преданий о его жизни и деятельности и якобы совершённых им сверхъестеств. чудесах. Применяя по отношению к Новому завету критерии историч. исследования, Ш. доказывал, что Священное писание является мифологическим, как и вероучения др. религий. На поставленный им в соч. «Христианское вероучение в его историч. развитии и его противоречии совр. науке» («Die christliche Glaubenslehre in ihrer geschichtlichen Entwicklung und im Kampfe mit der modernen Wissenschaft», Bd 1—2, 1840—41) lionpoc: христиане ли мы?— Ш. отвечал отрицательно. В соч. «Старая и новая вера» (1872, рус. пер, 1906) Ш., сближаясь с Фейербахом, вскрыл эмоциональные корни религ. верований, таящихся в чувстве человеч. зависимости от природной закономерности. Идеи Ш. положили начало тюбингенской школе протестантской истории религии.
        Gesammelte Schriften, Bd 1—12, Bonn, 1876—78; в рус. пер.— Переписка между Ж. Э. Ренаном и Д. Ш. в кн.: Ла-велэ Э., Совр. Пруссия в политич. и экономич. отношениях, СПБ, 1870; Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896;Чудеса Христа, СПБ, 1907; Вольтер, СПБ, 1909.
        Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, Маркс К. и Энгельс Ф Соч., т. 21, с. 13—15; Zeller Ed., D.F.Strauss..., Bonn, 1874; Ziegler Th., Strauss, T I 1-2, Strassburg, 1908; Levi A., D.F. Strauss, P., 1910.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ШТРАУС
(Strauss)
Давид Фридрих (род. 27 янв. 1808, Людвигсбург – ум. 8 февр. 1874, там же) – нем. теолог и философ; автор ряда работ: «Жизнь Иисуса» (1835-1836), «Чудеса Христа» (1840), «Старая и новая вера» (1872). В последней работе он рассматривает следующие вопросы: 1) Являемся ли мы еще христианами? (Нет.) 2) Есть ли еще у нас религия? (Да, пантеизм.) 3) Как постигаем мы мир? (С помощью естественно-научных, т.е. эмпирических, индуктивных методов, с позиции теории развития.) 4) Как упорядочиваем мы нашу жизнь? Штраус отрицал историческую достоверность евангельских притч и рассматривал их только как результат мифотворчества. Кроме того, он издал биографии: Ульриха фон Гуттена (3 т., 1858-1860) и Вольтера (1870). Его переписка с Ф. Т. Шифером (1836-1851) была издана в 1852.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ШТРАУС
(Strauss), Давид Фридрих (27 янв. 1808 – 8 февр. 1874) – нем. философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В революции 1848–49 выступал с требованием конституц. монархии; после 1866 – национал-либерал, монархист, противник социализма. Его кн. "Жизнь Иисуса, критически переработанная" (Bd 1–2, Tubingen, 1835–36, рус. пер., кн. 1–2, Лейпциг – СПБ, 1907) положила начало "...процессу разложения гегелевской системы..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 15), оказала большое влияние на развитие антирелиг. мысли. Проповедуя пантеизм,, Ш. критиковал ортодоксальную версию происхождения христ. мифов, отрицал историч. достоверность евангельских преданий, считая Новый завет лишь лит. памятником своей эпохи. Христа Ш. рассматривал как историч. личность, а евангелистов – как писателей, живших в более позднее время и создавших свои предания на основе веры в божеств. мессию. В чудесах Ш. видел мифы, отражавшие мессианские идеи своего времени, и считал эти мифы не сознат. измышлениями отд. лиц, а продуктом сознания (духовной "субстанции" эпохи). Этими идеями Ш. положил начало тюбингенской школе протестантской истории религии.
Филос. основой концепции Ш. была истолкованная в духе Гегеля спинозовская идея субстанции, с этой т. зр. Ш. критиковал теологию. Маркс и Энгельс, признавая положит. значение работ Ш., дали обстоятельную критику его взглядов, указывая, что Ш., ограничиваясь лишь критикой религ. представлений, не вышел за пределы идеализма. Во втором изд. "Жизни Иисуса" (Lpz., 1864) и в работе "Старая и новая вера" (Lpz., 1872, рус. Пер., СПБ, 1906) Ш. вслед за Фейербахом пытался создать новую, отличную от христианства пантеистич. религию, основанную на чувстве человеческой зависимости от мировой закономерности, и претендовал на преодоление "односторонности" как материализма, так и идеализма.
Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1–12, Bonn, 1876–78, в рус. пер – Переписка между Э. Ренаном и Д. Штраусом, в кн.: Лавелэ Э., Совр. Пруссия в политич. и экономич. отношениях, СПБ, 1870, Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896, Чудеса Христа, СПБ, [1907], Вольтер, СПБ, 1909.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, 3 (см. имен. указат.), Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической нем философии, там же, т. 21, с. 13–15, Быховский Б. Э., Младогегельянство, "ПЗМ", 1940. No 10, История философии, т. 3, ?., 1943, с. 306–12, Плеханов Г. В., Избр. Филос. произв., т. 3, ?., 1957 (см. имен. указат.), Goschel К. F., Beitrage zur spekulativen Philosophie von Gott und dem Menschen und von dem Gott-Menschen, B., 1838, Nietzsche Fr., D. F. Strauss, der Bekenner und Schriftsteller, Chemnitz, 1873, Gelzer H., Die Straussischen Zerwurfnisse in Zurich von 1839, Hamb.–Gotha, 1873, Hausrath A., D. F. Strauss und Theologie seiner Zeit, Bd 1–2, Hdlb., 1876–78, Zeller ?d., D. F. Strauss in seinem Leben und seinen Schriften, Bonn, 1894, Eсk S., D. F. Strauss, Stuttg., 1899, Harracus K., D. F. Strauss, Lpz., [1901], ?iegler Th., Strauss, Tl 1–2, Strassburg, 1908, Levi A., D. F. Strauss, ?., 1910, Вarth ?., D. F. Strauss als Theologe 1839–1939, [Z.], 1939, Steusslоff H., Die Rehgionskntik von D. F. Strauss, "Dtsch. ?. Philos.", 1962, Jg. 10, [No] 6.
A. Панфилова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1093
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • Братьями Господа нашего Иисуса Христа
  • Верховный орден Христа
  • Воскресение Иисуса Христа
  • Второе пришествие Иисуса Христа
  • Второе пришествие Иисуса Христа
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • Имена Иисуса Христа
  • Институт Христа Царя и Архиерея
  • Кимбангизм (Кибангизм, Кимбангу, Церковь Христа На Земле)
  • Мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последнего Дня)
  • Непорочное зачатие Иисуса Христа
  • Основное Звено Христа
  • Праздник Христа Царя
  • Родословие Иисуса Христа
  • Христа Спасителя храм
  • ШТРАУС Давид Фридрих
  • ШТРАУС Эрвин
  • ЭНГЕЛЬС
  • ЭНГЕЛЬС
  • ЭНГЕЛЬС
  • Юродивый Христа ради
  • Юродивый Христа ради
  • вера в теории познания и философии науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь