“ЧИСТОЕ БЫТИЕ”


“ЧИСТОЕ БЫТИЕ”
    “ЧИСТОЕ БЫТИЕ” (нем. reines Sein) — категория “Наукилогики” Гегеля, открывающая 1-ю главу (“Бытие”), ее 1-й раздел [“Определенность (качество)”]. Она фиксирует начальную характеристику бытия, когда оно берется в качестве лишенного каких-либо других опредеяенностей, кроме того, что оно просто бытие. От “чистого бытия” Гегель переходит к категориям “ничто” и “становление”. Однако из пропедевтического подраздела “С чего следует начинать науку?” выясняется, что вопрос о “чистом бытии” как начале “Науки логики” совпадает с проблемой начала науки, философии, логики, при чем проблема эта выступает в двух формах — исторической и логической.
    В историческом плане категория “чистое бытие” фиксирует движение мысли от тех ступеней, когда категория “бытие” только появляется в философском лексиконе как символ первоначала, противопоставляемого “ничто”, до развертывания из простого, нерасчлененного, т. е. “чистого бытия”, бытийных характеристик, превращающихся в веер взаимосвязанных понятий (“качество”, “количество”, “становление”). Гегельпишет: “Простую мысль о чистом бытии как абсолютном и как единственной истине впервые высказал Парменид, который в дошедших до нас фрагментах высказал ее с чистым воодушевлением мышления, в первый раз постигшего себя в своей абсолютной абстрактности: только бытие есть, а ничто вовсе нет. — В восточных системах, особенно в буддизме, ничто, пустота составляет, как известно, абсолютный принцип. — Глубокий мыслитель Гераклит выдвигал против указанной простой и односторонней абстракции более высокое, целокупное понятие становления...” (Наука логики, т. 1. M., 1970, с. 141). Что касается более поздних стадий истории философии, то “чистое бытие” вводится Гегелем в противовес давней, поддержанной и Кантом традиции философии и логики, согласно которой первый категориальный блок включает категории количества, качества, отношения, модальности. Гегель же начал не с количества, а с качества и его первого, одновременно простого и фундаментального категориального отношения, — “чистого бытия”.
    Определение “чистого бытия” в логической форме — это определение “начала”, как абстрактного, являющегося “чем-то всецело непосредственным”, еще не содержащим различия, отношения к другому (вот почему, в частности, нельзя начинать с количества, которое есть определенное качество). “Чистое бытие” — “бескачественное бытие”, однако “сама его неопределенность составляет его качество” (там же, с. 139); с одной стороны, как начало оно есть исторический результат работы соответствующей науки (здесь — логики), с другой — начало совершенно абстрактное, в которое еще нельзя включать ничего конкретного; это “бытие, неопределенное непосредственное, есть на деле ничто и не более и не менее, как ничто” (HegelG. W. F. Gesammelte Werke. Bd. 11. Hamb., 1986, S. 47).
    H. В. Мотрошилова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 939
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • БЫТИЕ И НИЧТО. ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ
  • БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • Науковедение как точная наука
  • ОПРЕДЕЛЕННОЕ БЫТИЕ
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • представление как репрезентация
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь