“ФИЗИКА”


“ФИЗИКА”
    “ФИЗИКА” (??????) — позднее название сочинения Аристотеля в 8 книгах, которое в греческих рукописях и у древних комментаторов называется “Лекции по физике” (?????? ????????). Дошедшая до нас редакция принадлежит Андронику Родосскому (1 в. до н. э.), который объединил относительно самостоятельные сочинения — кн. 1, 2, 3—6, 7, 8. Из них кн. 1—7 датируются (по ?. Дюрингу) концом академического периода (355—347 до н. э.), кн. 8 относится ко 2-му афинскому периоду (336—322). “Физика” открывает комплекс естественно-научных сочинений, структура которого очерчена самим Аристотелем во введении к “Метеорологии”, и посвящена фундаментальным принципам и понятиям учения о природе (фюсис). В центре внимания кн. 1 (“О началах”) — анализ понятия “становления”, или “возникновения” (генесис). Основной тезис Парменида: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом случае оно уже есть), ни из небытия и, следовательно, возникновение невозможно, — опровергается заменой понятия небытия-в-себе акцидентальным небытием — еще-не-бытием, небытием-чем-то-определенным, или “лишенностью” (отсутствием формы) — (“образованный человек” возникает не из “не-человека”, а из “необразованного человека”); “принципами” (архе) возникновения, т. о., оказывается троица “форма — отсутствие формы — материальный субстрат”, причем первые два понимаются как “противоположности”. В кн. 2 (она была непосредственным продолжением 1-й) формулируется учение о “четырех причинах” (см. “Метафизика”, Форма и материя), причем Аристотель, используя языковую семантику слова “фюсис” и отчасти насилуя ее, стремится показать (l—2-я гл.), что каждая из четырех причин выводится из понятия “природы”: природа-вещество, природа — источник движения (в этой функции аристотелевская “фюсис” заменила платоновскую душу), природа-самобытность-эвдос, природа-мастер (телеологический момент). Дальнейшая часть кн. 2 анализирует понятия “случайности” (тюхе), “спонтанности” (?????????) и “необходимости”, ее 7—8-я гл. имеют основополагающее значение для телеологической концепции природы у Аристотеля. “Природа”, по определению, есть “источник движения и изменения”, следовательно, необходимо исследовать “движение” (кн. 5—6,8), но движение предполагает понятие “континуума”, континуум связан с “бесконечным” (апейрон), в то же время “движение невозможно без места, пустоты и времени” (200b20) — отсюда предварительный анализ этих понятий в кн. 3—4. 2-я и 9-я гл. кн. 6 содержат знаменитую полемику с апориями Зенона Элейского. кн. 7 нарушает общий ход изложения и скомпонована из трех несвязных частей (вероятно, Андроником). Кн. 8 — наряду с XII книгой “Метафизики” — основной текст о перводвигателе.
    Греческие комментарии к “Физике” Фемистия, Иоанна Филопона и Симпликия изданы в серии Commentaria m Aristotelem Graeca. Из средневековых комментариев следует прежде всего назвать: в Византии — Михаила Пселла, на латинском Западе — Фому Аквинского: In octo libres Physicorum Aristotelis expositio, cura et studio M. Maggiolo, 1954.
    Рус. пер.: В. П. Карпова (1936, новая редакция — Соч., т 3,1981). Изд.: Я. Сапетп. ?. 1-2,1961; F. M. Comford and P. H. Wicksteed, v. l— 2,1968-70; W. D. Ross, 1977. KOMM.: W. D. Ross, 1936. Лит.: Mansion A. Introduction a la physique Aristotelicienne. Louvain— P., 1946; Solmsen F. Aristotle's system of the physical world. Ithaca, 1960; Wieland W. Die aristotelische Physik. Gott., 1962. См. также лит. к ст. Аристотель.
    А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 650
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “ОПЫТ И ПРИРОДА”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ФИЗИКА»
  • индивидуальная природа
  • КУЛЬТУРА И ПРИРОДА
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОМОС И ФЮСИС
  • Опыт и природа
  • ПОНЯТИЯ ФОРМЫ
  • ПРИРОДА
  • ПРИРОДА
  • ПРИРОДА
  • природа
  • Природа
  • ПРИРОДА
  • природа
  • ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • природа истинная
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • Природа, природный
  • СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА
  • ФИЗИКА
  • ФИЗИКА
  • Физика и науки о поведении (physics and the behavioral sciences)
  • Физика и реальность
  • Физика и философия
  • ФИЗИКА СОЦИАЛЬНАЯ
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь