ФАН ИЧЖИ


ФАН ИЧЖИ
    ФАН ИЧЖИ (Фан Мичжи, прозвище Маныун) [1611, Гунчэн (современная провинция Аньхой) — 1671] — китайский философ, ученый-энциклопедист. В молодости вместе с Хуан Цзунсп участвовал в реформаторской группировке “Общество возрождения” (Фу шэ), выступавшей против коррупции и протекционизма, непоследовательной внешней и внутренней политики. Имел высшую ученую степень цзиныыи, был инспектором академии Ханьлинь — высшего научного и идеологического учреждения. После падения династии Мин в 1644 и воцарения маньчжурской династии Цин бежал на юг, в 1650 принял буддийский монашеский постриг и имя Дажи. В уединении занимался научными изысканиями, затрагивающими области астрономии, ритуалов и музыки, нумерологии, фонологии, филологии, медицины. Через католических миссионеров был знаком с западной естественно-научной мыслью. Основные сочинения — “У ли сяо ши” (“Малое знание о принципах вещей”), “Тун я” (“Проникновение в классику”), “Фушань вэнь цзи” (“Собр. соч. [встречного] с гор Фушань”), “Дун си цзюнь” (“Уравнение сторон”), “Яо-ди пао чжуан” (“Кухня Яо-ди”), “И юй” (“Следствия перемен”), “Син гу” (“Причинность (индивидуальной] природы”).
    Фан Ичжи впервые в истории китайской мысли предложил термины (не прижившиеся в китайском языке) для различения науки и философии. За основу он взял категории “Си цы чжуани” (“Комментарий привязанных слов”, 4 в. до н. э.) — философичного приложения к основному корпусу “ Чжоу в”: соответственно чжи цэ (“измерение вещества”, “природометрия”) и тун цзи (“проникновение в [исходные] импульсы”). “Природометрия”, нацеленная на “соизмерение вещественного”, представляет собой “учение об образах/символах и числах, календаре, звуках и медицине”, т. е. о “принципах вещей”. Западная наука, по мнению Фан Ичжи, “скрупулезно занимается природометрией”, игнорируя “проникновение в импульсы”, тогда как неоконфуцианское “учение о принципе” (ли сюэ) грешит противоположной крайностью.
    Материалообразующую <”-пневму Фан Ичжи-отождествлял с огнем — источником всякого движения (“У ли сяо ши”, цзюань 1). Утверждал, что “принципы реальности подтверждаются реальным [ходом] дел; принципы, [уясненные] прежде, подтверждаются принципами, [уясненными] впоследствии”. Поэтому лишь “постольку, поскольку исследовано прошлое, [могут] решаться современные [проблемы]”. Был убежден в устойчивости “нумерологических” закономерностей, определяющих строгие числовые соотношения между “образами/символами” (сян) мироздания, без чего мир был бы обречен на состояние хаоса. В поздних сочинениях пытался отыскать в конфуцианстве, даосизме и буддизме некую общую непротиворечивую суть — “Великое одно” (да и), или “Истинное одно” (чжэнь и).
    Идеи Фан Ичжи были мало популярны до нач. 20 в., пока Ляп Цичао не увидел в нем одного из предшественников китайского реформаторства кон. 19 в.
    Соч.: Дун си цзюнь (Уравнение сторон). Пекин, 1962; Чжунго чжэсюэ шп цзыляо сюаньцзи. Цин дай чжи бу (Избр. материалы по истории китайской философии. Эпоха Цин). Пекин, 1962. Лит.: Коозев А. Ч. Актуальные проблемы истории и теории традиииiiHoil китайской на^ки.— В кн.: Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. М., 1987.
    А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 385
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "НОВОЕ УЧЕНИЕ О ЯЗЫКЕ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “Исследование о принципах морали”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • бо ху тун
  • Вначале был Праджапати
  • Вначале был Пуруша
  • гуан хун мин цзи
  • комментарий привязанных слов
  • ли тун
  • Ливийские династии
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • мин сян цзи
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • принцип. учение о принципе
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • Трактат о принципах человеческого знания
  • У ФАН ШЭНЬ
  • учение о принципе
  • учение о символах и числах
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • фан ичжи
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • хуан-ди учение
  • хун мин цзи
  • цзин фан
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ, Чжуан Чжоу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь