|
ФАН ИЧЖИФАН ИЧЖИ ФАН ИЧЖИ (Фан Мичжи, прозвище Маныун) [1611, Гунчэн (современная провинция Аньхой) — 1671] — китайский философ, ученый-энциклопедист. В молодости вместе с Хуан Цзунсп участвовал в реформаторской группировке “Общество возрождения” (Фу шэ), выступавшей против коррупции и протекционизма, непоследовательной внешней и внутренней политики. Имел высшую ученую степень цзиныыи, был инспектором академии Ханьлинь — высшего научного и идеологического учреждения. После падения династии Мин в 1644 и воцарения маньчжурской династии Цин бежал на юг, в 1650 принял буддийский монашеский постриг и имя Дажи. В уединении занимался научными изысканиями, затрагивающими области астрономии, ритуалов и музыки, нумерологии, фонологии, филологии, медицины. Через католических миссионеров был знаком с западной естественно-научной мыслью. Основные сочинения — “У ли сяо ши” (“Малое знание о принципах вещей”), “Тун я” (“Проникновение в классику”), “Фушань вэнь цзи” (“Собр. соч. [встречного] с гор Фушань”), “Дун си цзюнь” (“Уравнение сторон”), “Яо-ди пао чжуан” (“Кухня Яо-ди”), “И юй” (“Следствия перемен”), “Син гу” (“Причинность (индивидуальной] природы”). Фан Ичжи впервые в истории китайской мысли предложил термины (не прижившиеся в китайском языке) для различения науки и философии. За основу он взял категории “Си цы чжуани” (“Комментарий привязанных слов”, 4 в. до н. э.) — философичного приложения к основному корпусу “ Чжоу в”: соответственно чжи цэ (“измерение вещества”, “природометрия”) и тун цзи (“проникновение в [исходные] импульсы”). “Природометрия”, нацеленная на “соизмерение вещественного”, представляет собой “учение об образах/символах и числах, календаре, звуках и медицине”, т. е. о “принципах вещей”. Западная наука, по мнению Фан Ичжи, “скрупулезно занимается природометрией”, игнорируя “проникновение в импульсы”, тогда как неоконфуцианское “учение о принципе” (ли сюэ) грешит противоположной крайностью. Материалообразующую <”-пневму Фан Ичжи-отождествлял с огнем — источником всякого движения (“У ли сяо ши”, цзюань 1). Утверждал, что “принципы реальности подтверждаются реальным [ходом] дел; принципы, [уясненные] прежде, подтверждаются принципами, [уясненными] впоследствии”. Поэтому лишь “постольку, поскольку исследовано прошлое, [могут] решаться современные [проблемы]”. Был убежден в устойчивости “нумерологических” закономерностей, определяющих строгие числовые соотношения между “образами/символами” (сян) мироздания, без чего мир был бы обречен на состояние хаоса. В поздних сочинениях пытался отыскать в конфуцианстве, даосизме и буддизме некую общую непротиворечивую суть — “Великое одно” (да и), или “Истинное одно” (чжэнь и). Идеи Фан Ичжи были мало популярны до нач. 20 в., пока Ляп Цичао не увидел в нем одного из предшественников китайского реформаторства кон. 19 в. Соч.: Дун си цзюнь (Уравнение сторон). Пекин, 1962; Чжунго чжэсюэ шп цзыляо сюаньцзи. Цин дай чжи бу (Избр. материалы по истории китайской философии. Эпоха Цин). Пекин, 1962. Лит.: Коозев А. Ч. Актуальные проблемы истории и теории традиииiiHoil китайской на^ки.— В кн.: Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. М., 1987. А. Г. Юркевич Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|