“УТЕШЕНИЕ ФИЛОСОФИЕЙ”


“УТЕШЕНИЕ ФИЛОСОФИЕЙ”
    “УТЕШЕНИЕ ФИЛОСОФИЕЙ” (Consolatio philosophiae) в пяти книгах — сочинение Боэция. Написано в характерной для латинской литературы форме сатуры: философские размышления, где риторически украшенная проза чередуется со стихами. Достоинством сатуры считалось приятное разнообразие, и Боэций виртуозно меняет от книги к книге литературный слог, а стихотворных размеров употребляет более двадцати. Жанр “утешений” сложился задолго до Боэция и в свою очередь восходит к жанру протрептика — побуждения, или приглашения, к занятиям философией (первый протрептик — не дошедший до нас — сочинил Аристотель; в подражание ему написаны цицероновский диалог “Гортензий”, протрептики Ямвлиха и Климента Александрийского). Цицерон и Сенека писали “утешения”, как правило обращенные к родным или друзьям, потерявшим близких, и предлагающие им утешиться посредством философии (античная философия платонического или стоического толка — это “упражнение к смерти”, наука праведной жизни и спасения души). “Утешение философией” Боэция написано в тюрьме, в ожидании казни. Явление в темницу к узнику Философии в виде прекрасной дамы в первой книге — развернутая аллегория. Отчаявшийся узник рассказывает Философии о своей жизни и постигшем его роковом несчастье. Вторая книга — речь Философии о Фортуне, о превратностях человеческого счастья и судьбы; манера изложения, терминология и аргументация здесь в наибольшей степени напоминают Цицерона и Сенеку. Третья книга излагает платоновскую доктрину о благе: выше счастья, состоящего в славе, здоровье, богатстве и удовольствиях, — блаженство, достигаемое посредством добродетели и разума, а вершина, цель и источник блаженства, а также бытия всего мира — единое и простое высшее Благо, которое есть Бог. Под заметным влиянием платонизма написана и четвертая книга — о том, каким образом возможно зло в мире, сотворенном и управляемом высшим Благом. Пятая книга посвящена проблеме судьбы, свободы воли и Провидения.
    В отличие от богословских трактатов и комментариев Боэция “Утешение философией” никогда не комментировалось — это “художественная литература”, как ее понимали Античность и Средневековье, доставляющая эстетическое наслаждение — прежде всего красотой и глубиной аргументации. Его очень рано начали переводить — не только ученые, но поэты и коронованные особы (Ноткер Заика, британский король Альфред, Максим Плануд, Альберт Флорентийский, Дж. Чосер, английская королева Елизавета).
    Лит.: Reichenberger К. Untersuchungen zur Uterarischen Stellung der “Consolatio philosophiae”. Koln, 1954. См. также лит. к статье Боэций.
    Т. Ю. Бородай

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1280
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • бог как источник и гарант познания
  • Где это было?
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 5:2
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 5:3
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 5:4
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 5:5
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 5:6
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 5:7
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 5:8
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 5:9
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 6
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 6:1
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 6:2
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 6:3
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 6:4
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 6:5
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 6:6
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 6:7
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 9:4
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 9:6
  • Книга Екклесиаста или Проповедника 9:7
  • Монография как жанр научной литературы
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Утешение, утешать
  • Философия науки. Связь между наукой и философией



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь