СУБСТАНЦИЯ-СУБЪЕКТ


СУБСТАНЦИЯ-СУБЪЕКТ
    СУБСТАНЦИЯ-СУБЪЕКТ (первоначально от лат. substantia subiecta — субъект-субстанция, подлежащая субстанция). Термин “субъект-субстанция” введен Боэцием: идея креационизма предполагает, чтолюбая сотворенная субстанция обладает субъектностью. На основании субъектсубстанции создается всякое понятие, “ибо без субъекта не может быть понятия” (Боэций. Комментарий к Порфирию.— В кн.: Он же. “Утешение философией” и другие трактаты. М., 1990, с. 26). Единство субъекта (подлежащего) и субстанции составляет основание для высказывания. Абеляр, использовавший этот термин, обратил внимание на “подвижность субъект-субстанции” (Петр Абеляр. Диалектика. — В кн.: Он же. Тео=логические трактаты. М., 1995, с. 165): в отличие от Аристотеля, согласно которому “общее всякой сущности не находится в подлежащем” (“Категории”, 3 а 6), субъект (подлежащее) сказывается о субстанции, а субстанция сказывается об общем (всеобщем) субъекте, при этом с первого соскальзывают характеристики индивидуального при усилении всеобщего, а со второй — характеристики всеобщего при усилении индивидуального. В предложении “Сократ есть человек и разумное смертное животное” “Сократ” в качестве субъект-субстанции выражает отношение между единичностью (человек) и общим, родом (животное)(там же, с. 162). Последнее становится особенным, выраженным через индивидуальное, субъектное. Это создало иную ситуацию в логике, при которой категория субъекта в силу акта творения, оставляющего след в любой субстанции, становится более существенной, чем категория предиката: последний начинает выполнять роль статуса.
    В философии Нового времени происходит разделение субстанции и субъекта. На понятие субстанции были ориентированы Спиноза и Лейбниц, на философию субъекта — Кант и Фихте. Гегель вновь поставил вопрос о необходимости преодоления разрыва субстанции и субъекта, полагая, что при развитии сознания до уровня науки субстанция должна быть понята равным образом и как субъект. Но в отличие от средневековой философии субъект выступает здесь в объективированной форме абсолютного духа, а субстанция обладает способностью саморазвертывания и саморефлексии (понятие субстанции-субъекта). Эту живую субстанцию Гегель в “Феноменологии духа” характеризует как “бытие, которое поистине есть субъект или, что то же самое, которое поистине есть действительное бытие лишь постольку, поскольку она есть движение самоутверждения, или поскольку она есть опосредование становления для себя иною” (Соч., т. IV. М., 1959, с. 9). В этом смысле субстанция как субъект “есть чистая негативность”, “раздвоение простого или противополагающее удвоение, которое опять-таки есть негация этого равнодушного различия и его противоположности” (там же). Тождество субстанции-субъекта Гегель называет восстанавливающимся равенством, или рефлексией в себя самое в инобытии. Шеллинг в лекциях “К истории новой философии”, оспаривая абсолютизацию субъективности у Фихте и идею Спинозы, согласно которой субъект, полностью переходящий в объект, теряет самого себя, также развертывает объективное понимание субъекта, исходя из идеи тождества субъекта и субстанции (см. Натурфилософия).
    С. С. Неретина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1452
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • ВОСКРЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА
  • Достойно есть
  • Еда, пища, есть, вкушать
  • Есть, еда
  • МАНИЯ САМОГО СЕБЯ
  • ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • СУБСТАНЦИЯ
  • СУБСТАНЦИЯ
  • СУБСТАНЦИЯ
  • СУБСТАНЦИЯ
  • СУБСТАНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СУБСТАНЦИЯ МЫСЛЯЩАЯ
  • СУБСТАНЦИЯ ПРОТЯЖЕННАЯ
  • СУБЪЕКТ
  • СУБЪЕКТ
  • СУБЪЕКТ
  • СУБЪЕКТ
  • СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
  • СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
  • СУБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКИЙ
  • СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ
  • СУБЪЕКТ ПРАВА
  • СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ
  • Субстанция
  • Субъект-субъектная шкала (man-to-man scale)
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ
  • субстанция - акциденция
  • субъект



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь